Психологическая готовность детей к школе Будущие первоклассники Выступление психолога школы, куратора начальной школы, Карепиной Е. К.
Условия психологической адаптации ребенка к школе. Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. В-третьих, меняется его социальное окружение: учитель, класс. Успешность адаптации к школе зависит также и от того, насколько прочно ребенок смог утвердить свою позицию в классе, среди сверстников.
В-четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. В-пятых с началом обучения в школе у неподготовленных могут детей возникать специфические реакции: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность. Дети могут бояться учителя, испытывать страх перед выходом к доске для ответа, низкими отметками, опозданием на урок.
Аспекты школьной зрелости: интеллектуальный эмоционально-волевой социальный. мотивационный
Интеллектуальная зрелость дифференцированное восприятие (выделение фигуры из фона); концентрация внимания; аналитическое мышление (способность увидеть связь между явлениями); возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец; развитие тонких движений руки и координации.
Эмоционально-волевая зрелость уменьшение импульсивных реакций возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание усилием воли направлять свою деятельность и контролировать поведение.
Социальная зрелость потребность ребенка в общении со сверстниками умение подчинять свое поведение законам детских групп способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Мотивационный аспект Выделяют две группы мотивов учения: социальные мотивы (основанные на потребности в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении); познавательные мотивы (потребность в интеллектуальной активности, овладении новыми интеллектуальными умениями и навыками).
Произвольность умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Навыки общения отношение к взрослому к сверстнику к самому себе
Моторные навыки умение начертить прямую линию написать печатные буквы по образцу вырезать из бумаги аккуратно клеить раскрашивать, не выходя за границы и рисовать.
Готовность ребенка к школе уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения в школе не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психологической адаптации, к снижению эффективности обучения.
Рекомендации для родителей: позаботиться о развитии произвольности: умение ребенка выполнять инструкции взрослого, доводить начатое дело до конца. развитие мелкой моторики: специальные тетради для дошкольника, конструктор, лепка, рисование; развитие памяти, внимания, целенаправленного поведения: копирование по образцу, действия по устной инструкции, заучивание стихов, припоминание сказок, событий дня и т. д; развитие речи: беседы со взрослыми, расширение кругозора, развитие мышления; навыки социально-приемлемого поведения, нравственные нормы, коммуникативные навыки.
Спасибо за внимание!