Первый этап Второй этап Третий этап История развития политического знания Древний мир Античность Эпоха возрождения Новое время До середины 19 века С середины 19 века
Древняя индия брахманизм буддизм
брахманизм Учение о дхарме Сословная принадлежность определяется по рождению, является пожизненной Единоличное правление государя Существует семь элементов
царь советник страна крепость казна войско союзники
буддизм Уравнивание каст в религиозной сфере Не затрагивание основ общественного строя
Древний китай Даосизм Конфуцианство Моизм Легизм
даосизм Дао- абсолютное мировое начало Осуждение гордыны Проповедь среднего достатка, умеренности Отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки Широко распространены среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных Мудрый государь, правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества
конфуцианство Понятие благородного мужа Попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье Воспитание подданных важнейшее государственное дело Прообразом организации государственной власти служило управление в семейных кланах и родовых общинах
моизм Призывал одинаково любить всех без различия Критика правления наследственной аристократии Выражал интересы мелких собственников Все люди равны перед божественным небом
легизм Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба Следует усваивать опыт предшествующих правителей Вся полнота власти в руках верховного правителя Отношения между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон Высшая цель деятельности государя создание могущественной державы
Древняя греция Ранний период Период расцвета Период эллинизма 9-4 в до н.э. Возникновение государственн ости 5-4 в до н.э. расцвет философии и политико- правовой мысли 4-2 в до н.э. упадок государственн ости
Ранний период Воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Идея необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах. Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы.
Период расцвета Развитию политико-правовой содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права. Первая попытка рассмотреть возникновение и становление человека. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе. Сократ считал, что естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике.
Период эллинизма Кризис древнегреческой государственности. Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха. В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу. Все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.
Платон государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку; залог стабильности государства - разделение труда по склонности души; управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии; сословие стражей должно защищать государство; землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства; переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.
Формы правления по Платону Тимократия Олигархия Демократия Тирания Власть военочаль ников Власть немногочи сленных богатых Власть большинст ва Бесконтро льная власть одного
Аристотель выдвинул предположение о естественном происхождении государства; назвал человека политическим существом; классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих; Выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан; высказывал идею верховенства закона
Формы правления по Аристотелю Правильные Неправильны монархия аристократия полития тирания олигархия демократия
Софисты старшие младшие Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. Фрасимах, Калликл, Ликофрон. демократия Демократия (аристократия, тирания)
Средние века Политическая мысль средневековья пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертулиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти.
Аврелий Августин Ход человеческой истории, предопределен Божественным проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Приверженцы бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят град человеческий: светское, земное государство.
Фома Аквинский Отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. «Государственное сообщество, - является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели» Установленная Богом власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться. Главная задача государственной власти – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным.
«Теория двух мечей» В государстве есть «два меча» две власти (духовная и светская), которые находятся в руках Папы Римского, но один меч, светский, или «меч крови», Бог предписывает вложить в ножны, потому что священник, занятый богослужением, не должен использовать его сам. Этот меч передается императору, которого помазуют на царство. По концепции «двух мечей» только Папа Римский может назначать или свергать правителей.
Западноевропейская политическая мысль XIX-XX веков освобождение политической науки от теологии; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.
Никколо Макиавелли Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств Рассматривал государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов В политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели Государь должен творить добро, насколько это возможно, и зло насколько это необходимо Качества государя сдержанность, осмотрительность и милость Добродетели государя: милосердие, верность, человечность, прямодушие и благочестие
Томас Мор Собственность это основа общества. Утопия (идеальная страна) своеобразная федерация из 54 городов. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха. В Утопии нет частной собственности.
Томас Гоббс Государство - результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Изначальное равенство людей. Задача государства обеспечение мира и безопасности. Форма государства – монархия. необходимость подчинения церкви государству.
Джон Локк Естественное право право на личную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Теоретик гражданского общества и правового демократического государства. Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и союзную или федеративную. Государство создано для гарантии естественных прав и законов. Разрабатывал идеи демократической революции.