Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО 2011 г.
Экспертиза Экспертиза это оценочное состояние, выявляющее образовательную значимость и реализационный потенциал образовательной программы. Это исследование специалистом (экспертом) каких-либо процессов и явлений, не поддающихся непосредственному измерению, требующее специальных познаний в какой-либо сфере.
Причины проведения Экспертизы ООП ДО Необходимость в экспертизе обычно возникает в неясной (с точки зрения существующих знаний и представлений) ситуации. Неясность в ситуации в образовательной программе ДОУ определяется двумя основными причинами: наличием разных, несводимых точек зрения на данное явление и отсутствием необходимых данных и систематизированных знаний по данной проблеме.
Объект экспертизы Объектом экспертизы выступает как сама образовательная программа (ее содержание), так и процесс ее создания, запуска и действия (если они уже имеются) по ее реализации.
Цель экспертизы Цель экспертизы понять, выделить и соотнести реальные характеристики воспитательно-образовательного процесса и его результатов с содержанием разделов образовательной программы данного дошкольного образовательного учреждения.
Результат экспертизы Результатом экспертизы является экспертная оценка. Это мотивированное мнение, суждение специалиста (эксперта) как о процессе подготовки, разработки и реализации образовательной программы конкретного ДОУ, так и о содержании данной образовательной программы.
Требования к образовательной программе и их обеспечение Коллективный характер разработки программы Приказы по ДОУ, списки участников разработки (временная творческая группа), план работы ВТГ Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Последовательность и непротиворечивость разделов ООП ДО Логичность перехода от одного раздела ООП ДО к другому Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Целостность ООП ДО Системное видение воспитательно- образовательного процесса в ДОУ Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Читаемость ООПДО Простой и ясный стиль изложения, понимание содержания педагогическим персоналом, родителями и контролирующими органами Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Индивидуальность ООПДО Отражение специфики ДОУ, подготовка программы собственными силами Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Обоснованность содержания разделов ООП ДО Соответствие содержания разделов друг с другом, особое внимание - на обоснованность выбора основной программы детского сада Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Соответствие диагностического материала заявленным целям, задачам и портрету выпускника ДОУ Реалистичность содержания и апробации методик Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Соответствие названия и содержания диагностических методик Полное наименование диагностического материала, его содержание и методики проведения и обработки результатов Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Соотношение (баланс) обязательной части ООПДО, Части, формируемой участниками образовательного процесса и платных услуг Способность платных и бесплатных услуг достичь заявленной цели воспитательно- образовательного процесса и портрета выпускника Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Культура оформления Использование современных технических средств, единство внешней формы программы Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Экспертное заключение на ООП ДО Наличие и содержание экспертного заключения на ООП ДО (принцип «разделенной ответственности») Требования Чем они обеспечиваются
Требования к образовательной программе и их обеспечение Принятие и реализация ООП ДО Протокол педагогического совета о принятии ООП ДО, приказ о реализации программы с назначением ответственных за тот или иной раздел, план реализации программы на год, соответствие первых реальных результатов с заявленными в ООП ДО Требования Чем они обеспечиваются
Т Спасибо за внимание Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО