Научная работа на тему: Гарри Поттер – фантастика, или сказка? Работа Ивановой Дарьи, ученицы 7 «б», школы 34
Дж. К. Роулинг долгое время работала простой учительницей в английской школе и не ожидала свалившейся на неё и её героя славы. На самом деле она придумывала сказку для своего ребёнка, но думала ли она, что скоро это станет сказкой для всего мира? Сказка популярна только для детей, а как сделать её для любого возраста? Тогда Дж. Роулинг, вместе с тем, как рос Гарри, вырастила фантастику из сказки. Мы решили провести исследование: сравнить признаки сказки с признаками фантастики, сопоставить их с «Гарри Поттером» и сделать выводы.
Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Признаки сказки: 1. З ачин (жили-были) 2. В олшебство (сверхъестественная сила) 3. М агия цифр (3 раза повернись на одном месте…) 4. О рудие волшебства (шапка- невидимка) 5. П омощники (заяц) 6. М есто действия (лес) 7. В ласть, то тёмной, то светлой стороны Схема волшебной сказки: 1. Исходное существование запрета 2. Нарушение запрета 3. Последствие 4. Поиск спасительной магии 5. Спасение
Фантастика – это литературное произведение, где существенную роль играет несуществующее, необыкновенное, неведомое, явно придуманное. (По книге Гуревича «Беседы о научной фантастике») Фантастика вышла из сказки поэтому и сохранила её признаки, но в другом виде: 1. В олшебство и орудие волшебства (большее разнообразие) 2. М агия цифр (повторение нескольких цифр, например в Гарри Поттере 3 и 7) 3. П омощники (остаются на протяжении всего произведения) 4. М есто действия (большее разнообразие) Но зато исчез зачин и власть сторон.
Виды фантастики: 1. Н аучная – необыкновенное создаётся материальными силами – природой или человеком с помощью науки и техники. («Понедельник начинается в субботу», Стругацкие) 2. У топия – мечта об идеальном мире (стране, жизни и т. д.) 3. П сихологическая – в специально созданных условиях показывает натуру человека. («Леопард с вершины Килиманджаро», Ларионова) 4. С атирическая – высмеивает поступки людей («Баня», Маяковский) 5. П ознавательная – показывает необыкновенное («Плутония», Обручев) 6. П риключенческая – приключения, созданные из-за необыкновенных предметов (людей) («Оборотень», Багряк).
Гарри Поттер – мальчик, который выжил. Гарри Поттер, мальчик – сирота, до 11-ти лет думал, что его родители погибли в автокатастрофе. Но ему приходит письмо из школы чародейства и волшебства «Хогвартс». Тут и начинаются его приключения. Он находит друзей (помощников) и врагов(противников), находится в школе (место действия), колдует с помощью волшебной палочки (орудие) и заклинаний. Всего 7 книг и в каждой Гарри попадает в переделки. Так же существуют и фильмы, но их пока 5. Кстати действие 7-ой книги происходит в 1997 году, По-этому фильмы выглядят немного старыми.
Все книги можно отнести к приключенческой фантастике. Но, например, 1-ая по признакам больше похожа на психологическую, т.к. там Дж. К. Роулинг показывает, как подружились Гарри с Гермионой. Мальчики спасли её от тролля, хотя это было очень опасно. А в свою очередь Гермиона защитила их. Это было подсознательным действием, т.е. даже в опасную ситуацию они не забыли про другого человека.
Гарри Поттер – не сказка. Спросите, почему? Э Э Э Эта книга совершенно не имеет признаки сказки. 1. Н ет зачина 2. Н ет власти тёмной и светлой сторон. 3. Н ет исходного существования запрета. 4. С оответственно нет нарушения и его последствия. 5. Н е идёт поиск спасительной магии. 6. Н ет спасения с помощью этой магии. По-этому можно сказать, что Гарри Поттер является приключенческой с элементами психологической фантастикой, но никак не сказкой. Кстати все неясности насчёт Гарри Поттера, были из-за того, что фантастика вышла из сказки и сохранила некоторые её признаки.
Список используемой литературы: Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» 1 – 7. ( ) Г.И. Гуревич «Беседы о научной фантастике». (1992) Аксаков «Сказки» (1986) Пропп «Морфология сказки», «История. Корни волшебной сказки» (1990) А Аникин «К мудрости ступенька» (2000) «Детская литература. Очерки» (1986)