Семинар для педагогов по теме: «Работа с детьми, склонными к девиантному поведению». Шк.психолог Левченко Н.И. МОУ СОШ уч.г.
Дети «группы риска» Социально- Девиантное педагогическая поведение запущенность детей и в детском возрасте; подростков;
План семинара. 1.Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. 2. Девиантное поведение. Причины. Виды. 3. Агрессивное поведение школьников. 4. Аутоагрессия (суицид). О мерах профилактики суицида среди подростков.
Основными проявлениями соц.запущенности в детском возрасте является неразвитость социально- коммуникативных качеств и свойств личности ребёнка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Основными проявлениями соц.запущенности в детском возрасте является неразвитость социально- коммуникативных качеств и свойств личности ребёнка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъектности ребёнка в учебно-воспитательном процессе. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъектности ребёнка в учебно-воспитательном процессе.
Значимые признаки соц.-пед. запущенности: -Дисгармония мотивов учения; -Низкая учебно-познавательная активность; -Несформированность основных учебных умений; -Преобладание деловых отношений с учителем при неразвитости эмоционально-личностного общения; - Школьная тревожность.
Методы педагогической профилактики: 1.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной и игровой деятельности; 2. Методы организации жизни и деятельности детского воспитательного коллектива; 3. Методы общения и взаимодействия в различных ситуациях; 4. Методы психолого-педагогического воздействия и стимулирования активности ребёнка.
Восстанавливать и развивать ребёнка нужно в следующих направлениях: -Формировать мотивацию учения как побудительную силу; -Развивать любознательность и познавательные интересы ребёнка как основу познавательной активности; -Повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности; - Формировать основные свойства субёекта учебной деятельности.
Рекомендации педагогам: -Изменить своё отношение к запущенному ребёнку (проявить истинную заинтересованность к его школьным делам); -Повысить социальный статус ученика в коллективе; -Реалистическое адекватное оценивание достижений; - уважение, внимание, забота – залог формирования позитивной сомооценки школьника.
Девиантное поведение: Дезадаптивное поведение: Асоциальное поведение: -аффективное, - агрессивное, -депривированное, - делинквентное -аутичное, ( противоправное), -суицидальное, - криминогенное -аддиктивное. ( преступное). В основе: нарушения В основе: нарушения социализации, психического соц.-пед. запущенность, деформации и личностного развития, регуляции поведения, социальная псих. депривация, дезадаптация, десоциализация. псих.дискомфорт.
Параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: Отношение к будущему является крайне неопределённым, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; Отношение к будущему является крайне неопределённым, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; Будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; Будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; Общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; Общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; Отсутствует интерес к учёбе и познанию; Отсутствует интерес к учёбе и познанию; Неприятие педагогических воздействий; Неприятие педагогических воздействий; Неумение преодолевать трудности; Неумение преодолевать трудности; Игнорирование препятствий; Игнорирование препятствий; Сверхнапряжённость; Сверхнапряжённость; Сниженная самокритичность; Сниженная самокритичность; Синдром тревожного ожидания, неуверенности с себе, порождённый систематическими учебными неудачами; Синдром тревожного ожидания, неуверенности с себе, порождённый систематическими учебными неудачами; Негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям; Негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям; Слабость самоконтроля. Слабость самоконтроля.
Виды агрессивных действий: Физическая агрессия (нападение); Физическая агрессия (нападение); Косвенная агрессия (злобные шутки, взрывы ярости, выражающиеся в крике и т.д.); Косвенная агрессия (злобные шутки, взрывы ярости, выражающиеся в крике и т.д.); Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении); Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении); Негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы); Негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы); Обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные поступки); Обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные поступки); Подозрительность в диапазоне от недоверия до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его; Подозрительность в диапазоне от недоверия до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его; Вербальная агрессия (ссора, крик, визг, проклятия, ругань и др.) Вербальная агрессия (ссора, крик, визг, проклятия, ругань и др.)
Факторы, влияющие на агрессивность подростков: Семья; Семья; Сверстники; Сверстники; Массмедиа; Массмедиа; Образовательное учреждение; Образовательное учреждение; Особенности личности. Особенности личности.
Принципы, на которых строится взаимодействие с ребёнком: Контакт с ребёнком; Контакт с ребёнком; Уважительное отношение к личности ребёнка; Уважительное отношение к личности ребёнка; Положительное внимание к внутреннему миру ребёнка; Положительное внимание к внутреннему миру ребёнка; Безоценочное восприятие личности ребёнка; Безоценочное восприятие личности ребёнка; Принятие его в целом; Принятие его в целом; Сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля; Сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля; Соблюдение педагогического такта. Соблюдение педагогического такта.
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми: Коррекция агрессивного поведения Психолого- педагогическое просвещение родителей Обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации Консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей Формирование осознания собственных эмоций и чувств; развитие эмпатии Снижение уровня личностной тревожности Развитие Позитивной самооценки Демонстрация личного положительного примера
Частота суицидальных действий среди молодёжи, в течение последних 20лет удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. В 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. Частота суицидальных действий среди молодёжи, в течение последних 20лет удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. В 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Суицидально опасная референтная группа: Молодёжь: с нарушением межличностных отношений; «одиночки»; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками; отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; сверхкритичные к себе; лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат. Молодёжь: с нарушением межличностных отношений; «одиночки»; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками; отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; сверхкритичные к себе; лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат. Подростки: фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями. Подростки: фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если человек: Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если человек: Чувствует враждебность к людям, к которым раньше хорошо относился; Чувствует враждебность к людям, к которым раньше хорошо относился; Нет интереса к чему бы то ни было; Нет интереса к чему бы то ни было; Здоровье существенно подорвано; Здоровье существенно подорвано; Попадает в зависимость от лекарств или алкоголя; Попадает в зависимость от лекарств или алкоголя; Избегает общества и большую часть времени проводит в одиночестве; Избегает общества и большую часть времени проводит в одиночестве; Думает о самоубийстве. Думает о самоубийстве.
Что можно сделать, чтобы помочь? Подбирайте ключи к разгадке суицида; Подбирайте ключи к разгадке суицида; Примите суицидента как личность; Примите суицидента как личность; Установите заботливые взаимоотношения; Установите заботливые взаимоотношения; Будьте внимательным слушателем; Будьте внимательным слушателем; Не спорьте; Не спорьте; Задавайте вопросы; Задавайте вопросы; Не предлагайте неоправданных утешений; Не предлагайте неоправданных утешений; Предложите конструктивные подходы; Предложите конструктивные подходы; Вселяйте надежду; Вселяйте надежду; Оцените степень риска самоубийства; Оцените степень риска самоубийства; Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска; Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска; Обратитесь за помощью к специалистам; Обратитесь за помощью к специалистам; Сохраняйте заботу и поддержку. Сохраняйте заботу и поддержку.
Суицид - диагностика Опросник Г.Айзенка «самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту.
Приняли участие 16 учащихся 8-го класса: тревожность- 2; фрустрация – 1; агрессия- 6; ригидность - 7
Фрустрация – состояние, переживаемое человеком, когда между ним и желаемым объектом возникает препятствие, имеющее внешнюю природу. Сопровождается кратковременной дезорганизацией психической деятельности и ощущением безысходности. Фрустрация – состояние, переживаемое человеком, когда между ним и желаемым объектом возникает препятствие, имеющее внешнюю природу. Сопровождается кратковременной дезорганизацией психической деятельности и ощущением безысходности. Ригидность –плохая переключаемость внимания, привязанность к небольшому кругу друзей, отрицательная реакция на внезапное изменение планов. Ригидность –плохая переключаемость внимания, привязанность к небольшому кругу друзей, отрицательная реакция на внезапное изменение планов.
Принципы работы с детьми: Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребёнка; Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребёнка; Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребёнка; Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребёнка; Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребёнка; Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребёнка; Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика; Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика; Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.