Венеция расположена необычно – на архипелаге, насчитывающем свыше ста островов.
Город изрезан каналами, которые часто заменяют улицы.
Как на древнем, выцветшем холсте, Стынет небо тускло-голубое... Но не тесно в этой тесноте И не душно в сырости и зное. Как никакой другой город, притягивала Венеция русских поэтов. Город чудный, чресполосный - Суша, море по клочкам, – Безлошадный, бесколесный, Город – рознь всем городам! Пешеходу для прогулки Сотни мостиков сочтешь; Переулки, закоулки, – В их мытарствах пропадешь. Вместо улиц – коридоры, Где народ валит гуськом. Зданья – мраморные горы, Изваянные резцом. Здесь – прозрачные дороги, И в их почве голубой Отражаются чертоги, Строя город под водой. А. Ахматова П. Вяземский Восемь лет в Венеции я не был... Всякий раз, когда вокзал минуешь И на пристань выйдешь, удивляет Тишина Венеции, пьянеешь От морского воздуха каналов. Эти лодки, барки, маслянистый Блеск воды, огнями озаренной, А за нею низкий ряд фасадов Как бы из слоновой грязной кости, А над ними синий южный вечер, Мокрый и ненастный, но налитый Синевою мягкою, лиловой, - Радостно все это было видеть! П. Бунин
Символом города стал Собор св. Марка, возведенный в XI веке.
Центр общественной жизни – площадь перед собором.
Сама природа Венеции толкала художников на поиски особого колорита. Я. Тинторетто. Битва архангела Михаила с сатаной. 2 половина XVI века
Именно здесь впервые в Италии появились масляные краски, которые готовили по рецепту Я. Ван Эйка. Тициан. Мария во славе с Иисусом и ангелами, святыми Франциском, Альвизием и донатором Луиджи Гоцци. 1520
Для получения глубокого насыщенного тона Джованни Беллини, прозванный Джамбелино, использовал сочетание масляных красок и темперы. Дж. Беллини. Портрет дожа Леонардо Лоредано,
Окончательное освобождение масляной живописи от традиций фрески и темперы происходит в творчестве Джорджоне и Тициана. Джорджоне. Спящая Венера,
Самым ярким художником высокого венецианского Возрождения стал Тициан Вечеллио ( ). Тициан. Динарий кесаря, ок. 1515
Его краски до сих пор ярки и свежи. Тициан. Мария с младенцем (Цыганская Мадонна), ок. 1512
Тициан, словно скульптор, смело лепит форму. Тициан. Венера, завязывающая Амуру глаза, ок. 1565
Умелые прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, и местами даже обнажают фактуру холста. Тициан. Молодая женщина за туалетом, ок
Живописец умело использовал возможности вертикального формата картины. Тициан. Мученичество св. Лаврентия,
Идея тщеты человеческой жизни, тленности всех земных ценностей, яростно подхватит культура барокко в натюрмортах Vanitas. Тициан. Тщета земного (Vanitas), ок. 1515
В его мифологических картинах действуют не античные боги и герои, но современные ему итальянцы. Тициан. Даная, ок
Тициан. Молящаяся Богородица, 1550 Да и христианские святые у него всегда просты и человечны.
Необычайно тонко передает Тициан внутренний мир человека в портретах. Тициан. Портрет Павла III, 1543
Тициан. Портрет императрицы Изабеллы Португальской, 1548
Тициан. Портрет Виченцо Мости, ок. 1520
Тициан. Флора, ок. 1515
Колорит Тициана скоро стал примером для подражания. Прекрасно соединил его находки в области цвета и света с точностью рисунка Якопо Тинторетто. Я. Тинторетто. Автопортрет, 1588
Полотна Тинторетто прокладывают путь в искусство барокко. Я. Тинторетто. Музицирующие женщины, 2 половина XVI века
Именно в творчестве Я. Тинторетто прием «косой перспективы» получил наиболее яркое воплощение. Я. Тинторетто. Тайная вечеря,