На Аппенинском полуострове издавна существовало большое разнообразие земледельческих праздников. Особенно выделялись своей яркостью фасценнины – семейные праздники по случаю сбора урожая.
Фреска «Альдобрандинская свадьба», изображающая ритуал подготовки невесты к свадьбе. Часто в состав фасценнин входили богатые свадебные торжества.
Очень популярными в первые века существования Рима становятся своеобразные мимические танцы этрусков под аккомпанемент флейты или цитры.
Особенно часто мимические танцы исполнялись во время погребальных игр. А вскоре в эти представления вместе с мимами включились певцы и актеры.
Умерший аристократ Кифарист Мим Поэт Трагический актер Мальчик, играющий на водяном органе Комический актер Погребальные игры
«Вилла мистерий» в Помпеях Целые комнаты в богатых виллах были расписаны на сюжеты театрализованных обрядов.
У соседнего племени осков римляне заимствовали комическое непристойное представление – ателлану. Здесь действовали четыре постоянные маски: Макк – дурак, Буккон – болтливый умник, Папп – богатый невежа и Дорсен – хитрый шарлатан.
С этих пор постоянным устроителем трагедийных спектаклей становится римское государство. В III веке до н.э. в Риме вместе с пленными греками появляется и греческая трагедия. Первым римским трагическим поэтом считается грек Ливий Андроник. Он написал 14 больших трагедий, из которых до нас дошло всего 23 строки.
АмфитеатрОрхестраПроскений Богатый фасад скены Проходы в скене Лестница на 2 этаж скены Обходная галерея Древнеримский театр
Реконструкция древнеримского театра Марцелла.
Актеры играли, в основном, на просцениуме, изредка выходя к зрителям на орхестру.
Так выглядит театральное здание, сохранившееся во французском городе Оранже.
Гораздо больше, чем в Греции, использовали в Риме декорации. Их изображения сохранили для нас росписи вилл.
Иногда роспись изображает целую сцену из спектакля.
Чтобы пройти в театр, зритель должен был предъявить специальный театральный жетон.
Однако римский театр обрел своеобразие не в подражании греческой трагедии, а в создании своих собственных комедийных жанров – «комедии палиаты» и «комедии тогаты».
В Римской Республике запрещалось смеяться над римлянами. Поэтому в комедиях высмеивались иностранцы, чаще всего греки. От названия греческого плаща «паллия» комедию сатли называть паллиатой. Известным автором паллиат стал Тит Макций Плавт.
После снятия запрета появляется в Риме и комедия тоги – тогата. Друг удерживает богача Богач хочет наказать сына Мальчик- музыкант Пьяный сын богача Раб поддерживает сына
К началу новой эры самым популярным жанром становится мим. Это небольшие сценки из обыденной жизни, которые разыгрывали актеры без масок. Мимы высмеивали плутовство, ябедничество, нарушение супружеской верности. На первых порах мимы разыгрывали на просцениуме перед опущенным занавесом до начала официальных спектаклей.
Игра актеров в мимах отличалась крайней вольностью и бесстыдством.
В эпоху римской империи становятся популярными танцевальные спектакли. Повсеместно играли пантомиму – сольный танец, который исполнял один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей.