«Двенадцать» «Мир и братство народов- вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!» А. Блок.
«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». А. Блок.
I.Смысл заглавия : 1)12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 2)12апостолов Христа- разносчики учения Христа. III.Жанр : поэма - лиро- эпический жанр. IV.Идея : два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. V.Проблема: 1 )ВРЕМЯ- ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ; 2 )проблема СВОБОДЫ ; 3 )БУДУЩЕЕ РОССИИ II.Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей.
Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…»
Революционный отряд. « Как пошли наши ребята В красной гвардии служить- В красной гвардии служить- Буйну голову сложить!»
Поэма «Двенадцать» иллюстрации Ю. Анненкова.
«А Катька где?- Мертва, мертва! Простреленная голова!»
« …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта». А. Блок «Народ и интеллигенция».
VIII. Художественные средства:
IX.Полемика: «Своей поэму считали и красные и белые…» «12» «+» «-» 1.Соловьев В. 1. И. Бунин «вульгарное, безобразное, больше ничего». 2.Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа» «дневниковая запись революционных дней». 3.Луначарский «Первое произведение о революции».
Источники информации. 1.Крыщук Н. П. Открой мои книги…», (Разговор о Блоке):Документ. – биограф. очерк / Гравюры на дереве и оформл. В. Бродского.- 2-е изд. –Л.: Дет. Литер., Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блок. Л., Орлов В. Гамаюн. Жизнь Блока. М., В. Енишеров, «Биография в фотографиях. А. Блок». Журнал «Прометей»,13, 1980г. 4.Схемы к урокам. Автор учитель русского языка Юханова Е. Н. МОУ СОШ 4, г. Комсомольск – на - Амуре, Хабаровского края. 5. Изображения взяты из книг: Крыщук Н.П. Открой мои книги, Журнала «Прометей».