ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Письмо - это сложный навык и вид графомоторной деятельности. «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Advertisements

Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» учитель – логопед МОУ СОШ 2 Альваева Наталия Николаевна.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Обзорный материал по классификации видов дисграфий.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Қ останай ауданы ә кімдігіні ң «1 Затобол орта мектебі» ММ ГУ «Затобольская средняя школа 1» акимата Костанайской области логопункт
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма…» Л.С.Выготский.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Над проблемой работала учитель – логопед МОУ СОШ 18 Матяж Валентина Ивановна.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Основные признаки ДИСЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ ЧТЕНИИ, которые позволяют отличить дислексию от иных нарушений чтения. 1.Ошибки чтения при дислексии являются.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
«Дисграфия» Учитель-логопед ГБОУ 1643 Новикова С.В.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Речевые нарушения у детей: дисграфия Учитель – логопед КаримоваС.Р.
Транксрипт:

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Письмо - это сложный навык и вид графомоторной деятельности. «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С.Выготский

Процесс письма Речезрительный анализатор Двигательный анализатор Речедвигательный анализатор Речеслуховой анализатор помогает осуществлять проговаривание помогает произвести отбор нужного звука участвует в подборе нужных букв помогает осуществлять движения мелких мышц кисти согласованная работа различных анализаторов

Механизм письма Мотивация письма Замысел письма Звуковой анализ Выделение фонем Перевод фонемы в графему Моторный акт письма

Дисграфия - частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.

Дисграфические ошибки : Стойкие Сохраняются в течение многих месяцев Повторяются Обусловлены несформированностью высших психических процессов

Классификация дисграфии Замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д. неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д. 1.Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия Пример: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2.Акустическая дисграфия Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие: звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

2.Акустическая дисграфия Пример:

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (ЦВТЫСТЯТ-СТЛЕ вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ); пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении (ТОЛ вместо СТОЛ, ТРЕЛА вместо СТРЕЛА); пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР, КАРТНА вместо КАРТИНА); вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ, СЛО-ИНС вместо СЛОН); перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА, ЛАП-МА вместо ЛАМПА).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Пример:

4.Аграмматическая дисграфия Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по- разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..

Аграмматическая и оптическая дисграфия Пример:

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти внимания, психическими нарушениями). Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др.).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Агата Кристи ( ) страдала дисграфией, то есть практически не могла писать от руки. Все ее знаменитые романы были надиктованы.

Ханс Кристиан Андерсен ( ) датский писатель, Андерсен сочинял свои дивные сказки по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясенные полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем».

Альберт Эйнштейн (1879 – 1955) физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии. Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

Леонардо Да Винчи ( ) писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Список использованной литературы: Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г. Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение, 1973 г. Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение, 1973 г. «Речевое развитие младших школьников» Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г. «Речевое развитие младших школьников» Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос, 1995 г. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос, 1995 г. Е.В. Мазанова Школьный логопункт «Документация, планирование и организация коррекционной работы». Е.В. Мазанова Школьный логопункт «Документация, планирование и организация коррекционной работы».