Фрагмент урока русского языка. Речевые клише и Речевые клише и оценочные слова. оценочные слова. (Подготовка к написанию сочинения. Задание С). Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 г. Черногорска Республики Хакасия Толстикова Н.А.
Цель урока : формирование навыка использования речевых клише и оценочных слов при написании сочинения- рецензии. Задачи: 1. Научить учащихся формулировать проблематику текста, отражать позицию автора, аргументировать собственное мнение, используя речевые клише и оценочные слова. 2. Работать над формированием практического навыка написания фрагментов сочинения- рецензии. 3. Обучить учащихся использованию речевых клише и оценочных слов при выполнении частей К1,К2,К3,К4.
1.Знакомство обучающихся с оценочными словами и речевыми клише. Выражение согласия/ не- согласия с мнением автора: должны согласиться, к сожале- нию, с удовольствием отмечаем, следует признать, вызывает восхищение, нельзя не удивить- ся, нельзя остаться равнодуш- ным, признавать достоинства, не можем не согласиться, раз- делять точку зрения, вынуж- ден возразить, полагаю, уве- рен, очевидно, что; растроган тем, что; радует то, что; нет сомнения в том,что; очевидно, что; разумеется, что; убежден… Средства рациональной оценки: точка зрения автора глубоко продумана; автора отличает тонкая наблюдатель- ность и тщательность в подборе фактов; точка зрения автора выстрадана, убедительно доказана; манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувст- вом слова; точка зрения автора оригинальна; доказательства автора убедительны; автор сопоставляет важные события; важно отметить,что; в заключении можно сказать,что…
Речевые Клише К.1 : К.1 : Автор размышляет; Автор размышляет; Автор обращается к нам, Автор обращается к нам, Автор призывает(взывает); Автор призывает(взывает); автор рассуждает, автор рассуждает, Автор негодует; Автор негодует; автор доказывает, автор доказывает, Автор утверждает; Автор утверждает; автор анализирует и призывает, автор анализирует и призывает, Автор оценивает и обращается; Автор оценивает и обращается; автор поднимает проблему… автор поднимает проблему…
К.1: К.1: Автор заставляет задуматься меня, моих современников; мое поколение; Автор заставляет задуматься меня, моих современников; мое поколение; Автор обращается к нам, к моим ровесникам, молодежи, Автор обращается к нам, к моим ровесникам, молодежи, Автор ставит задачу; Автор ставит задачу;
К.2: К.2: Автор пишет; Автор пишет; Автор повествует; Автор повествует; Автор изображает; Автор изображает; Автор стремится показать; Автор стремится показать; Автор рисует; Автор рисует; Автор описывает; Автор описывает; Автор останавливается; Автор останавливается; Автор ссылается на…; Автор ссылается на…;
К.2 К.2 Автор приводит пример; Автор приводит пример; Автор далее отмечает; Автор далее отмечает; Автор объясняет нам; Автор объясняет нам; Автор подчеркивает; Автор подчеркивает; Автор сопоставляет; Автор сопоставляет;
К.3: К.3: Автор считает; Автор считает; Автор уверен; Автор уверен; Автор убежден; Автор убежден; Автора не может не волновать то, что..; Автора не может не волновать то, что..; Автор отстаивает точку зрения; Автор отстаивает точку зрения; Позиция автора очевидна; Позиция автора очевидна; Автора волнует проблема:-…; Автора волнует проблема:-…;
К.4: К.4: Я согласен с автором в том, что…; Я согласен с автором в том, что…; По-моему, автор прав; По-моему, автор прав; Я думаю, позиция автора достойна уважения; Я думаю, позиция автора достойна уважения; Я разделяю точку зрения автора потому что..; Я разделяю точку зрения автора потому что..; Взгляды автора произвели на меня впечатление; Взгляды автора произвели на меня впечатление; Поднятая автором проблема актуальна… Поднятая автором проблема актуальна…
Задание для учащихся. Мы живем в эпоху, когда моды возникают быстрее, чем достойные запоминания книги, мелодии и голоса. Еженедельно и ежемесячно объ- является, на какие фильмы, концерты билеты продаются лучше всего, и это становится основой для оценки.Сейчас, например, во главе многих рейтингов оказались поп-звезды, чью рекламу проплачивают щедрее. Были бы деньги: сегодня лица мелькают, как телеграфные столбы за окном поезда. Проблема в том. Чтобы удержать в памяти,выбрать из множества именно то, что действительно достойно запоминания. Я не раз пытался представить себе, куда, на какие концерты, на какой спектакль или фильм, на какую выставку я бы сводил Лермонтова, Гоголя, Пушкина, попади они на машине времени к нам. Что бы я показал им в первую очередь, чем бы гордился ? Что бы они захотели увидеть, обвык- нув в мире технических революций? Оказывается - не так уж и многим могли бы мы удивить умных людей из другого времени… Задание для учащихся. 1.Прочитайте текст. Сформулируйте высказывания, отражающие проблематику текста, позицию автора, собственное мнение по проблематике текста, используя оценочные слова и речевые клише. Мы живем в эпоху, когда моды возникают быстрее, чем достойные запоминания книги, мелодии и голоса. Еженедельно и ежемесячно объ- является, на какие фильмы, концерты билеты продаются лучше всего, и это становится основой для оценки.Сейчас, например, во главе многих рейтингов оказались поп-звезды, чью рекламу проплачивают щедрее. Были бы деньги: сегодня лица мелькают, как телеграфные столбы за окном поезда. Проблема в том. Чтобы удержать в памяти,выбрать из множества именно то, что действительно достойно запоминания. Я не раз пытался представить себе, куда, на какие концерты, на какой спектакль или фильм, на какую выставку я бы сводил Лермонтова, Гоголя, Пушкина, попади они на машине времени к нам. Что бы я показал им в первую очередь, чем бы гордился ? Что бы они захотели увидеть, обвык- нув в мире технических революций? Оказывается - не так уж и многим могли бы мы удивить умных людей из другого времени…
Домашнее задание. 1.Вариант 1. Задание С. 2.Сформулируйте высказывания, отражающие проблематику текста, позицию автора, собственное мнение по проблематике текста, используя речевые клише и оценочные слова.