Неустроев Юрий Геннадьевич МОУ « Гимназия 1», г. Ангарск
Народное искусство всегда было неиссякаемым источником мудрости и красоты, основой всей художественной культуры любого народа. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства. И это сочетание утилитарного и художественного - вершина развития народного творчества.
Особенностью курса является то, что объектами труда выбираются предметы быта традиционной русской культуры. Кроме того, содержательная сторона курса представлена необходимыми историко - культурными комментариями.
Ведущими принципа курса стали : Принцип активности в служении добру, красоте, здоровью Принцип сочетания нового и традиционного Принцип разнообразия Принцип интеграции
Программа курса рассчитана на три года обучения (5,6,7 класс ), но ещё в 3 классе благодаря преемственности и непрерывности обучения на моих уроках ученики узнают об обычаях и традиция, какие существовали у древних славян. Третьеклассники, например, строят самый простой дом.
При изучении элементов геометрической резьбы ( трехгранно - выемочной ) стараюсь донести до учащихся, то, что каждый элемент орнамента не просто служил украшением изделия, а нёс в себе функцию оберега, охранно - заклинательный характер.
На уроках в шестом классе после изучения основ конструирования и моделирования, знакомства с основными схемами расположения орнамента в полосе, круге, квадрате - учу создавать композиционную отделку изделия.
Накоплению впечатлений, созданию художественного образа способствует не только показ наглядных пособий, видеофильмов, но и экскурсии в музеи. Так, поездка в Тальцы, в музей деревянного зодчества, где размещаются экспозиции предметов народного искусства, помогла воочию увидеть особенности формы жилища, техническое решение.
Ученики седьмых классов, изучая домовую прорезную резьбу, познают защитно - заклинательный орнамент домовой резьбы, знакомятся с правилами построения домовой резьбы, обучаются техническим приёмам выполнения домовой резьбы.
Результативность работы учащихся среднего звена отслеживаю в течение года согласно учебно - тематического плана.
Диагностика позволяет выявить положительную динамику и проблемные зоны учащихся, выстраивать перспективу работы с учениками, индивидуально подходить к возможностям и потребностям каждого.
Созданные на занятиях работы, школьники передают в основанный при мастерских малый музей деревянного зодчества.
Благодарю за внимание.