Развитие интеллекта и творческих способностей учащихся на уроках биологии Учить – значит развивать А.Н. Леонтьев А.Н. Леонтьев
Цель: Развивать в личности, заложенные природой задатки, формировать способы умственных действий и навыки творческого мышления Задачи: Формирование устойчивой мотивации к изучению биологии Формирование устойчивой мотивации к изучению биологии Развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся. Развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся. Эффективное использование ИКТ в учебном процессе Эффективное использование ИКТ в учебном процессе
Линия развития интеллектуальных способностей ребенка Развитие Развитие устной и письменной речи устной и письменной речи наблюдательности наблюдательности Формирование умений Формирование умений сравнивать сравнивать противопоставлять противопоставлять анализировать анализировать выделять главное выделять главное проводить обобщение проводить обобщение проводить классификацию проводить классификацию проводить анализ проводить анализ проводить синтез проводить синтез
Формирование умений проводить сравнение и противопоставление Система упражнений Примеры упражнений, используемых на уроках биологии Дидактическая игра «Завершение схемы» Нахождение сходства и различия в биологических явлениях, процессах, понятиях Сравните пары понятий и укажите их наиболее общие признаки: А) зерновка – семянка Б) боб – стручок В) кисть – колос Г) сосуды – трахеиды Проанализируйте представленную в таблице информацию о процессах дыхания и выделите черты сходства и различия
Формирование умений анализировать, расчленять целое на составные части Система упражнений Примеры упражнений, используемых на уроках биологии Выделение ключевых слов в предложении, описание свойств, анализ определений. Отделение вымысла от факта. Дидактическая игра «Путаница» В предлагаемом художественном произведении найдите биологическую ошибку, которую допустил автор А.Н. Плещеев Травка зеленеет, Солнышко блестит, Солнышко блестит, Ласточка с весною Ласточка с весною В сени к нам летит. Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой.
Этапы формирования интеллектуальных умений I. Введение приема (способа действия) I. Введение приема (способа действия) II. Закрепление способа действия (упражнения в выполнении приема) II. Закрепление способа действия (упражнения в выполнении приема) III. Обучение переносу усвоенных действий (тренировка в выполнении приема в новых ситуациях) III. Обучение переносу усвоенных действий (тренировка в выполнении приема в новых ситуациях)
Работа с учебником Основные направления деятельности деятельности Проблемно-поисковая деятельность обучающихся Новые технологии обучения ИКТ на уроках биологии
Формы уроков Уроки-путешествия Уроки-путешествия Уроки-турниры Уроки-турниры Уроки-смотры знаний Уроки-смотры знаний Уроки-семинары Уроки-семинары Уроки-конференции Уроки-конференции КВН КВН
Виды учебной деятельности, способствующие формированию творческих навыков обучающихся Составление конспектов лекций Составление конспектов лекций Написание рефератов Написание рефератов Составление слайд-презентаций Составление слайд-презентаций Решение задач Решение задач Составление стихов с биологическим содержанием Составление стихов с биологическим содержанием Составление рассказов-загадок Составление рассказов-загадок
Динамика учебных достижений успеваемостькачество успевае мость качество качество 100%67%100%46%100%50,4%
Результаты итоговой аттестации успеваемостькачествоуспеваемостькачество 100 % 56%
Перспективы развития интеллекта и творческих способностей учащихся в: реализации продуманной системы развивающих целей в рамках учебного материала уроков биологии; реализации продуманной системы развивающих целей в рамках учебного материала уроков биологии; систематической диагностике уровня сформированности интеллектуальных умений и организации коррекционно-развивающей работы; систематической диагностике уровня сформированности интеллектуальных умений и организации коррекционно-развивающей работы; стимуляции вовлечения ученика в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера; стимуляции вовлечения ученика в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера; уровневой дифференциации и индивидуализации обучения; уровневой дифференциации и индивидуализации обучения; саморазвитии и самосовершенствовании личности учителя. саморазвитии и самосовершенствовании личности учителя.