Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности по истории и обществознанию. Выполнила: учитель истории МОУ Каменской сош Байкалова Е.А г.
Что такое исследовательская деятельность? исследовательская деятельность – это такой вид деятельности, для которой характерно самостоятельное творчество, в ходе которого вырабатывается собственная концепция поднимаемой проблемы. исследовательская деятельность – это такой вид деятельности, для которой характерно самостоятельное творчество, в ходе которого вырабатывается собственная концепция поднимаемой проблемы. Исследовательская деятельность реализует творческий потенциал учащихся. Исследовательская деятельность реализует творческий потенциал учащихся. Исследовательская деятельность обеспечивает выход на формирование ключевых компетентностей ученика. Исследовательская деятельность обеспечивает выход на формирование ключевых компетентностей ученика.
Использование элементов исследовательской деятельности на уроках: Творческие домашние задания Творческие домашние задания Написание рефератов Написание рефератов Подготовка сообщений Подготовка сообщений Составление схем, кроссвордов, вопросов Составление схем, кроссвордов, вопросов Работа с историческими источниками Работа с историческими источниками Поиск ответов на вопросы Поиск ответов на вопросы
Направления исследовательской деятельности по истории во внеурочное время (из опыта МОУ Каменской СОШ Городищенского района) интервью, социологический опрос, анкетирование; интервью, социологический опрос, анкетирование; участие в НОУ школы ; участие в НОУ школы ; работа с ветеранами; работа с ветеранами; сбор материала для школьного музея; сбор материала для школьного музея; создание банка данных исторической и обществоведческой литературы; создание банка данных исторической и обществоведческой литературы; подготовка наглядного материала; подготовка наглядного материала; тематические вечера; тематические вечера; конкурсы рефератов по исторической тематике конкурсы рефератов по исторической тематике участие в военно-патриотических чтениях участие в военно-патриотических чтениях
Этапы подготовки исторического исследования тема тема актуальность актуальность цель задачи цель задачи методы исследования методы исследования поиск источников информации поиск источников информации источники литература источники литература
Этапы работы: 1) Информационный – определения общего направления работы; 1) Информационный – определения общего направления работы; 2) Плановый – определение конкретной цели, структуры, формы работы; 2) Плановый – определение конкретной цели, структуры, формы работы; 3) поисковый – сбор и анализ информации, работа с источниками; 3) поисковый – сбор и анализ информации, работа с источниками; 4) обобщающий – структурирование информации, систематизация данных, выводы; 4) обобщающий – структурирование информации, систематизация данных, выводы; Этап защиты работы – итоговое представление работы, демонстрация приобретённых знаний и умений. (Презентация) Этап защиты работы – итоговое представление работы, демонстрация приобретённых знаний и умений. (Презентация)
Наши достижения: 2005 г гг. – активное участие в районных военно- исторических чтениях 2005 г гг. – активное участие в районных военно- исторических чтениях 2005 г. «Права ребёнка в школе» (1-е место в НОУ школы) 2005 г. «Права ребёнка в школе» (1-е место в НОУ школы) 2006 г. – «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (2-е место в районе), «Церковь в годы войны» (участие в районном конкурсе), «Герои, живущие рядом» (1-е место в НОУ школы) 2006 г. – «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (2-е место в районе), «Церковь в годы войны» (участие в районном конкурсе), «Герои, живущие рядом» (1-е место в НОУ школы) 2007 г. – «Защитим природу родного края» ( 5-е место в области), «Символы государства» (поощрительный приз в области), «Родной край в годы войны» ( победа в номинации на юношеских чтениях в ВОЛГУ) 2007 г. – «Защитим природу родного края» ( 5-е место в области), «Символы государства» (поощрительный приз в области), «Родной край в годы войны» ( победа в номинации на юношеских чтениях в ВОЛГУ) 2008 г. – «Моя семья в годы войны» ( призёр в областном детско-юношеском историко-патриотическом конкурсе), «Спасти и сохранить: проблемы экологии нашего посёлка» 2008 г. – «Моя семья в годы войны» ( призёр в областном детско-юношеском историко-патриотическом конкурсе), «Спасти и сохранить: проблемы экологии нашего посёлка» ( 1-е место в районном конкурсе) ( 1-е место в районном конкурсе)
I место в областном конкурсе творческих работ в рамках проекта «От сердца к сердцу» в номинации «Военные годы устами моей семьи» Байкалова Даша, 7 класс II место в районном конкурсе творческих работ «Комсомольская реликвия моей семьи» Байкалова Даша, 7 класс Победитель в номинации «За практическую направленность исследования» на XIV региональной научно – практической конференции старшеклассников и студентов Самаркина Оля, 11 класс I место в школьном НОУ в номинации исследовательская работа «Мы выжили смерти назло…» Швачко Инна, 10 класс III место в школьном НОУ в номинации исследовательский проект «Волга – главный символ нашего края» Никифорова Таня, 11 класс Грамота за активное участие в номинации «Тем, кто выжил в Афгане» в IX Городищенских военно-исторических чтениях «О войне мы не забыли» Швачко Инна, 10 класс Грамота за участие областном конкурсе, посвящённом 90-летию ВЛКСМ в номинации «Комсомольская реликвия моей семьи» Байкалова Даша, 7 класс Грамота за активное участие в IX Городищенских военно-исторических чтениях «О войне мы не забыли» команда Каменской СОШ, 9-11 класс Победитель в номинации в школьном НОУ в номинации исследовательский проект «Книга ПАМЯТИ посёлка Каменный» Самаркина Оля, 11 класс учебный год.