Лирики о физике Подготовила учитель физики МОУ СОШ 8 г. Ессентуки Ягодкина Юлия Сергеевна
Цели урока : учебные : проверить знание физических законов и явлений ; проверить знание художественных произведений. развивающие : продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, а также развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Барон Мюнхаузен утверждал: «Я стоял рядом с огромнейшей пушкой, которая палила по турецкому городу, и, когда вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понёсся вперёд… Мимо меня пролетало встречное ядро, пущенное турками в наш лагерь. Недолго думая, я пересел на него и, как ни в чём небывало, помчался обратно». Почему такое путешествие на ядре невозможно?
Барон Мюнхаузен, «схватив себя за косичку, изо всех сил дернул вверх и без большого труда вытащил из болота и себя, и своего коня, которого сжал обеими ногами, как щипцами». Возможно ли это ? Почему ?
« Тут лягушка уже не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи : « Это я ! Я !» и с этим криком она пролетела вверх тормашками ; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету. Но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю ; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место. Над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни ». Кто автор этого произведения и как оно называется ? Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать ?
Назовите автора следующего произведения. Как оно называется? Чтобы вывести уснувшего на маковом поле льва, было решено запрячь в телегу мышей. «Трудно было запрячь в телегу такое множество мышей: пришлось привязать к передней оси целые тысячи ниток. Притом Дровосек и Страшила торопились, боясь, что Лев умрёт в маковом поле, и нитки путались у них в руках. Да ещё некоторые молодые шаловливые мышки перебегали с места на место и запутывали упряжку. Наконец каждая нитка была привязана одним концом к телеге, а другая к мышиному хвосту, и порядок установился».
Давайте попробуем решить задачу : Какое количество мышей необходимо, чтобы вывести Льва массой 200 кг, если коэффициент трения к =0,1? Силу тяги одной мыши принять равной 0,2 Н.
Н.А. Заболцкий. Утро. Рождённый пустыней, Колеблется звук, Колеблется синий На нитке паук. Колеблется воздух, Прозрачен и чист, В сияющих звёздах Колеблется лист. Какие примеры колебательного движения приводятся в этих поэтических строках?
А.Т. Прасолов. «В тяжких волнах наружного гула». В тяжких волнах наружного гула И в прозрачном дрожанье стекла Та же боль, что на время уснула, И опять, отдохнув, проняла. Почему стёкла в окнах иногда дрожат?
И.А. Бунин. «Покрывало море свитками…» Вот зима – и за туманами Скрывалось солнце. Дик и груб, Океан гремит органами, Гулом раковинных труб. Почему говорят, что морские раковины гудят?
Н.А. Некрасов. Никто его не видывал, А слышать – всякий слыхивал, Без тела, а живёт оно, Без языка – кричит. Какое явление вы узнаете в этих поэтических строках?
А.С. Пушкин. Кавказ. Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Объясните, почему орлы, ястребы и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, хотя и не машут крыльями?
Домашнее задание. Найдите литературные тексты с описанием физических процессов или явлений.
Спасибо за внимание!