Дисграфия МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Студентка: 405 группы Панкова А.И. Преподаватель: Иншакова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА ДИСГРАФИЯ. Нарушения письма Первичные нарушения (N: слух, зрение, интеллект) Вторичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта)
Advertisements

Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Примеры ошибок на письме. В этой работе наглядно представлены все возможные ошибки при дисграфии.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
П РОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.
Примеры ошибок на письме Презентацию разработала: учитель-логопед Федорцова Н. В. ГБОУ СОШ 1929 г. Волжский.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. ВИДЫ ДИСГРАФИЙ. /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» учитель – логопед МОУ СОШ 2 Альваева Наталия Николаевна.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Обзорный материал по классификации видов дисграфий.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Над проблемой работала учитель – логопед МОУ СОШ 18 Матяж Валентина Ивановна.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Виды дисграфии у младших школьников Выполнила студентка 442 группы Пирогова Елена.
Транксрипт:

Дисграфия МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Студентка: 405 группы Панкова А.И. Преподаватель: Иншакова О.Б. Москва 2012г.

Дисграфия Всегда связана с нарушением фонематического принципа письма

Степени тяжести дисграфии: Легкая: 1 σ (1 стандартное отклонение) Средняя: 1,5 σ Тяжелая: 2 σ Легкая степень дисграфии проявляется фрагментарно, ее проявления зависят от соматического состояния и т.д.

Дисграфии первичные вторичные Зрительно- пространственные, Моторные и т.д. Мало изучены Возникают на базе нарушенной речи Хорошо изучены школой Левиной

Корнев также выделяет специфическую дисграфию. Это выделение спорное, т.к. кол-во ошибок > 2 σ встречается при тяжелых поражениях мозга, когда обычно не бывает высокого интеллекта и успеваемости. Специфическая дисграфия: Высокий IQ > 2 σ Нарушения чтения проявляются избирательно на фоне успеваемости по остальным предметам Хорошо развитая речь Неспецифическая дисграфия: IQ – низкая граница нормы Выражается в разной степени Трудности по всем школьным предметам. Специфические ошибки носят частотный характер и самостоятельно не преодолеваются. Речь может быть нарушена

Типы дисграфических ошибок Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары (гладкой–кладкой, озере – осере) Твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв по вертикали: (стебелок, радом) Замены и смешения свистящих и шипящих (чудешный, подснезники)

Аффрикатов и их компонентов: (расчвели, цудесные, светок Заднеязычных согласных (к-х, г-х): прибехают, черемука Сонорных согласных (класив, корабрики) Гласных букв по горизонтали (цветоми, тарилками) Согласных по способу образования: п-к, с-х, т-к, Согласных по месту образования: п-м, т-н, н-л

Ошибки кинетического запуска: д-б, п-т, и-у, ч-ъ, х-ж, Графический поиск при написании букв: Лишние элементы при написании: и-ш, к-к

Недописывание отдельных элементов ё-е, й-и (ё учитывается, если учитель требует писать точки) Персеверации: -Согласных: стебелёл -Гласных: аавгуст -Слогов: словновно -Неоднократные правильные обводки букв мак

Смешения оптически сходных букв: Они – очи, цветами - дветами Неточность передачи графического образа буквы: Неадекватное начертание:

Зеркальность: Реверсия формы: тол, Rша Реверсия порядка: уже – ежу, он - но Реверсия направления Нарушения наклона:

Пропуски букв: Согласных: парных глухих и звонких: цеток вместо цветок, тебельке вместо стебельке Непарных глухих и звонких: касивыми вместо красивыми Гласных: стебльке вместо стебельке, лстьев вместо листьев

Вставки букв Согласных: парных звонких и глухих: расцветли вместо расцвели, будтоны вместо бутоны Непарных глухих и звонких согласных: Повеляло вместо повеяло, Гласных: Пылывут вместо плывут, расцевели вместо расцвели

Перестановки букв Хаотичные: отцевли вместо отцвели Реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге: чуседные вместо чудесные Реверсия букв в слове: ему вместо уме Антиципация букв: Согласных: с лесной вместо к лесной, из звонкие вместо их звонкие Гласных: чедесные вместо чудесные, плувут вместо плывут

Классификации дисграфии Клинический подход: классификации М.Е. Хватцева, А.Н. Корнева. Классификация М.Е. Хватцева: 1.Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха – сохранно списывание, но всегда нарушена устная речь 2.На почве расстройства устной речи, т.е. неправильного произношения звуков 3.На почве нарушения произносительного ритма, в результате чего у ребенка на письма появляютсфя пропуски гласных, слогов и окончаний 4.Оптическая дисграфия, вызванная нарушением/недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге, т.е. нарушением формирования зрительных образов буквы и слова 5.Дисграфия при моторной и сенсорной афазии.

Классификация А.Н. Корнева: 1.Дисфонологические дисграфии: А) параалическая – полиморфное нарушение звукопроизношения, смешения и замены звуков, дети пишут слова как произносят: рама – ляма Б) фонематическая дисграфия – ошибки письма у детей с нормальной речью, при которых доминируют смешения и замены оппозиционных звуков. 2. Метаязыковая дисграфия – в основе лежат нарушения металингвистических процессов и когнитивной обработки речевых явлений и навыков их отражения (точка, заглавная буква) 3. Дисграфия анализа и синтеза, связанная с пропуском букв, перестановкой букв и звуков 4. Диспраксическая дисграфия – в основе лежит невозможность овладеть графическим образом буквы, поэтому в письме ребенка появляются ошибки в виде замен букв, сходных по графическому изображению.

Симптоматические классификации: Садовникова: Ошибки на уровне буквы и слога Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения

Психолого-педагогические классификации: О.А. Токарева: в зависимости от пострадавшего анализатора 1.Акустическая дисграфия наблюдается трудность различения звукового состава слова и слабое развитие звукового анализа и синтеза => в письме у детей встречаются частые смешения, замены, пропуски, перестановки 2.Оптическая дисграфия вызвана неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Дети не узнают отдельные буквы, не соотносят их с определенными звуками и не осознают их как графемы 3.Моторная дисграфия – наблюдается затруднение в тех движениях, которые совершает рука при письме. Ученик может забывать, как изображается буква и поэтому воспроизводить ее при письме неверно.

Классификация Р. И. Лалаевой 1.Артикуляционно-акустическая дисграфия – ребенок пишет так, как слышит, в письме появляются замены, пропуски букв, соответствующие произношению ребенка 2.Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания – это дисграфия, проявляющаяся в заменах букв, близких по звучанию звуков: свистящие-шипящие, твердые-мягкие, глухие-звонкие. В устной речи этих нарушений уже нет. 3.Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Проявляется в нарушениях слогового анализа, фонемного анализа и при нарушении деления предложений на слова 4.Аграмматическая дисграфия связана с несформированностью грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений 5.Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и пространственных представлений.