Дисграфия МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Студентка: 405 группы Панкова А.И. Преподаватель: Иншакова О.Б. Москва 2012г.
Дисграфия Всегда связана с нарушением фонематического принципа письма
Степени тяжести дисграфии: Легкая: 1 σ (1 стандартное отклонение) Средняя: 1,5 σ Тяжелая: 2 σ Легкая степень дисграфии проявляется фрагментарно, ее проявления зависят от соматического состояния и т.д.
Дисграфии первичные вторичные Зрительно- пространственные, Моторные и т.д. Мало изучены Возникают на базе нарушенной речи Хорошо изучены школой Левиной
Корнев также выделяет специфическую дисграфию. Это выделение спорное, т.к. кол-во ошибок > 2 σ встречается при тяжелых поражениях мозга, когда обычно не бывает высокого интеллекта и успеваемости. Специфическая дисграфия: Высокий IQ > 2 σ Нарушения чтения проявляются избирательно на фоне успеваемости по остальным предметам Хорошо развитая речь Неспецифическая дисграфия: IQ – низкая граница нормы Выражается в разной степени Трудности по всем школьным предметам. Специфические ошибки носят частотный характер и самостоятельно не преодолеваются. Речь может быть нарушена
Типы дисграфических ошибок Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары (гладкой–кладкой, озере – осере) Твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв по вертикали: (стебелок, радом) Замены и смешения свистящих и шипящих (чудешный, подснезники)
Аффрикатов и их компонентов: (расчвели, цудесные, светок Заднеязычных согласных (к-х, г-х): прибехают, черемука Сонорных согласных (класив, корабрики) Гласных букв по горизонтали (цветоми, тарилками) Согласных по способу образования: п-к, с-х, т-к, Согласных по месту образования: п-м, т-н, н-л
Ошибки кинетического запуска: д-б, п-т, и-у, ч-ъ, х-ж, Графический поиск при написании букв: Лишние элементы при написании: и-ш, к-к
Недописывание отдельных элементов ё-е, й-и (ё учитывается, если учитель требует писать точки) Персеверации: -Согласных: стебелёл -Гласных: аавгуст -Слогов: словновно -Неоднократные правильные обводки букв мак
Смешения оптически сходных букв: Они – очи, цветами - дветами Неточность передачи графического образа буквы: Неадекватное начертание:
Зеркальность: Реверсия формы: тол, Rша Реверсия порядка: уже – ежу, он - но Реверсия направления Нарушения наклона:
Пропуски букв: Согласных: парных глухих и звонких: цеток вместо цветок, тебельке вместо стебельке Непарных глухих и звонких: касивыми вместо красивыми Гласных: стебльке вместо стебельке, лстьев вместо листьев
Вставки букв Согласных: парных звонких и глухих: расцветли вместо расцвели, будтоны вместо бутоны Непарных глухих и звонких согласных: Повеляло вместо повеяло, Гласных: Пылывут вместо плывут, расцевели вместо расцвели
Перестановки букв Хаотичные: отцевли вместо отцвели Реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге: чуседные вместо чудесные Реверсия букв в слове: ему вместо уме Антиципация букв: Согласных: с лесной вместо к лесной, из звонкие вместо их звонкие Гласных: чедесные вместо чудесные, плувут вместо плывут
Классификации дисграфии Клинический подход: классификации М.Е. Хватцева, А.Н. Корнева. Классификация М.Е. Хватцева: 1.Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха – сохранно списывание, но всегда нарушена устная речь 2.На почве расстройства устной речи, т.е. неправильного произношения звуков 3.На почве нарушения произносительного ритма, в результате чего у ребенка на письма появляютсфя пропуски гласных, слогов и окончаний 4.Оптическая дисграфия, вызванная нарушением/недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге, т.е. нарушением формирования зрительных образов буквы и слова 5.Дисграфия при моторной и сенсорной афазии.
Классификация А.Н. Корнева: 1.Дисфонологические дисграфии: А) параалическая – полиморфное нарушение звукопроизношения, смешения и замены звуков, дети пишут слова как произносят: рама – ляма Б) фонематическая дисграфия – ошибки письма у детей с нормальной речью, при которых доминируют смешения и замены оппозиционных звуков. 2. Метаязыковая дисграфия – в основе лежат нарушения металингвистических процессов и когнитивной обработки речевых явлений и навыков их отражения (точка, заглавная буква) 3. Дисграфия анализа и синтеза, связанная с пропуском букв, перестановкой букв и звуков 4. Диспраксическая дисграфия – в основе лежит невозможность овладеть графическим образом буквы, поэтому в письме ребенка появляются ошибки в виде замен букв, сходных по графическому изображению.
Симптоматические классификации: Садовникова: Ошибки на уровне буквы и слога Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения
Психолого-педагогические классификации: О.А. Токарева: в зависимости от пострадавшего анализатора 1.Акустическая дисграфия наблюдается трудность различения звукового состава слова и слабое развитие звукового анализа и синтеза => в письме у детей встречаются частые смешения, замены, пропуски, перестановки 2.Оптическая дисграфия вызвана неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Дети не узнают отдельные буквы, не соотносят их с определенными звуками и не осознают их как графемы 3.Моторная дисграфия – наблюдается затруднение в тех движениях, которые совершает рука при письме. Ученик может забывать, как изображается буква и поэтому воспроизводить ее при письме неверно.
Классификация Р. И. Лалаевой 1.Артикуляционно-акустическая дисграфия – ребенок пишет так, как слышит, в письме появляются замены, пропуски букв, соответствующие произношению ребенка 2.Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания – это дисграфия, проявляющаяся в заменах букв, близких по звучанию звуков: свистящие-шипящие, твердые-мягкие, глухие-звонкие. В устной речи этих нарушений уже нет. 3.Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Проявляется в нарушениях слогового анализа, фонемного анализа и при нарушении деления предложений на слова 4.Аграмматическая дисграфия связана с несформированностью грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений 5.Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и пространственных представлений.