Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно- воспитательных программ и служит основой разработки примерных учебных программ.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; формирует типовые задачи; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно- смысловых оснований личностного морального выбора.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяется четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Познавательные универсальные учебные действия Включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с по мощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Знаково-символические действия: моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов Учебные предметы «Русский язык», «Родной язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов «Литературное чтение». Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно- смысловой сферы и коммуникации).
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально действенной идентификации; основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины: недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию Понятие готовности детей к обучению в школе включает в себя понятия физической и психологической готовности. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности. Психологическая готовность включает в себя эмоционально- личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно- познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребёнка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Типовые задачи Методика «Беседа о школе» Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения Оцениваемые УУД: действия, устанавливающие смысл учения, действия, направленные на определение своего отношения к школе. Возраст: 6,5-8 лет Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком Описание задания: ученик должен ответить на вопросы: 1.Что тебе нравится в школе 2.Что тебе больше всего нравится в школе 3.Что ты ответишь малышу из детского сада, если он тебя спросит «Кто такой хороший ученик» 4.Если бы тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу – ты согласишься
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Типовые задачи Методика «Беседа о школе» 5. Какую бы ты выбрал школу: ту, где каждый день чтение, письмо, математика и только иногда рисование, музыка, физкультура, или ту, где каждый день рисование, музыка, физкультура, и только иногда чтение, письмо, математика 6. Представь, что ты хорошо работал на уроке, и учительница тебе говорит: «Хочу поощрить тебя за хорошую работу, выбери сам, что ты хочешь: шоколадку, игрушку или пятерку в журнал». Критерии оценивания: 1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы стремится к занятиям специфически школьного содержания. 2. Проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков школьного типа. 3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Типовые задачи Методика «Беседа о школе» Уровни оценивания: 0. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. Возникновение ориентации на содержательные аспекты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьно жизни.
Основные подходы к разработке Программы формирования универсальных учебных действий Достижение планируемых универсальных действий достигается через следующие подходы: деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.