«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус». Жан –Луи Бюффон
ЭССЕ – ЭТО …. ОЧЕРК СОЧИНЕНИЕ СВОБОДНОЙ КОМПОЗИЦИИ ЖАНР ПРОЗЫ
8-9 классы: Приём незаконченного предложения Введение новых понятий(тезис, аргумент) Обучение подбору аргументов Обучение умению отстаивать собственную позицию
10-11 классы: Введение понятия «эссе». Определение его существенных характеристик.
ЭССЕ Э - ЭМОЦИИ С - СУБЪЕКТ С - СВОБОДА Е - ЕДИНСТВО
Особенности эссе как литературного жанра Особенности объема: Как правило, это небольшая работа Индивидуальность работы: Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему Особенности стиля: Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика Особенности композиции: Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; Последовательность изложения: Как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений.
10-11 классы: Структура эссе: ВВЕДЕНИЕ -20% ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ- 60% ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 20%
КЛИШЕ Вступление: Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...
КЛИШЕ Основная часть Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,... Рассмотрим несколько подходов... Например,... С одной стороны,... С другой стороны,...
КЛИШЕ Заключение Таким образом,... Подведем общий итог рассуждению... Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...
10-11 классы: Требования к содержанию: 1. Эссе - единое целое, идея должна быть ясной и понятной. 2. Ничего лишнего, только информация, необходимая для раскрытия позиции, идеи. 3. Грамотное композиционное построение, логичность, чёткая структура. 4. Каждый абзац - одна основная мысль. 5. Осмысленное использование теоретических понятий, терминов, идей. 6. Убедительная аргументация заявленной по проблеме позиции.
10-11 классы: Отработка написания.
ТЕМЫ ЭССЕ С8.1 Философия.«Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне) С8.2 Культурология. «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» (А. Шопенгауэр) С8.3 Экономика«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать их - искусство» (Б. Ауэрбах) С8.4 Социология«Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции) С8.5 Политология«Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н. Чичерин) С8.6 Правоведение«Реформу нравов следует начинать с реформы законов» (К. Гельвеции)
ПРОБЛЕМА? 1. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». (Вольтер) 2. «Избирательный бюллетень сильнее пули». (А.Линкольн).
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Не худшая все - таки участь: Мне кажется, я их чему-то учу, А это они меня учат. А. Дольский