Язык персонажей комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» как одно из средств характеристики их личности. Комедия «Недоросль» вот уже более 200 лет «смешит» зрителей, а также учит и воспитывает их. Это лучшая комедия 18 века. Д.И.Фонвизин в ней вступил в борьбу с общественным «злонравием». Как сатирик Он указал на те недостатки русской жизни, которые волновали и беспокоили в его эпоху всех передовых людей. Комедия не утратила ценности и в наши дни.
Проблема исследования Предметом исследования в работе является язык персонажей комедии «Недоросль». Проблема состоит в том, чтобы проанализировать лексический и синтаксический строй речи персонажей, рассмотреть язык героев с точки зрения экспрессивно - стилистической окраски и тем самым доказать, что речь героев – один из основных способов яркой характеристики их личности.
Задачи 1.Исследовать речь нескольких персонажей комедии с точки зрения лексического и морфологического состава, синтаксического строя и стилистики. 2. Сделать вывод об особенностях личности каждого персонажа, о том, какую роль в их характеристике играет язык.
Языковые особенности речи госпожи Простаковой Госпожа Простакова – самый яркий персонаж комедии. Рассмотрим особенности её речи 1)с точки зрения морфологии, 2) с точки зрения синтаксиса, 3) лексику с точки зрения стилистической окраски
С точки зрения морфологии Существительные ( скот, бестия, дрянь, рожа, ведьма, харя, болван, холопья, сударь, друг, душенька, отец, сынок, девка, братец, воры, плуты, власть..) Прилагательные (воровская, собачья, скверная, дурацкая, бесчестная..) Глаголы (лаяться, поди, позови, говори, убирайся, ругаться, воспитывать..)
С точки зрения синтаксиса Вопросительные предложения(Как тебе не жаль, бестия?) Восклицательные предложения (Всех велю прибить до смерти! Куда я гожусь, когда в моём доме моим же рукам воли нет!) Побудительные предложения( Дай мне до рожи, до рожи! Говори, скот!)
С точки зрения стилистической окраски Харя (грубое, просторечное, бранное) Рыло ( грубое, просторечное, бранное) Скот ( грубое просторечное) Бестия (просторечное) Маяться( разговорное) Достаточек (разговорное, ласкательное) Затевать (разговорное)
Просторечно –простонародные нейтральные слова Он, де, ба, к счастью, куды, никуды, я чаю, потакать, авось, нынче, кабы, смотри- тка… Такая лексика создаёт простонародный фон речи персонажа.
Особенности речи Стародума Стародум, несомненно, противопоставл ен в комедии госпоже Простаковой.
С точки зрения морфологии Существительные (чины, воспитание, душа, ум, совесть, служба, мысли, честь, достоинство, знатность, добродетель, истина, счастье..) Прилагательные (достойный, сердечный, душевный, воспитанный, дружелюбный, справедливый..) Глаголы ( знаю, думаю, изменить, искоренить, желать, презирать, помочь, простить, поверить..)
С точки зрения синтаксиса Речь изобилует сложными синтаксическими конструкциями. Она достаточно однообразна. В речи много вопросительных, восклицательных предложений. Речь персонажа афористична.(Невежда без души – зверь. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время..)
С точки зрения стилистической окраски Не используются разговорные и просторечные слова, вся лексика носит книжный характер, неэмоциональная, но правильная и чёткая.
Особенности речи Митрофана Митрофан (подобный матери)
С точки зрения морфологии Существительные ( матушка, квас, голубятня, подовые, солонина..) Глаголы (заслони, убирайся, проваливай, слушай, побегу, отвяжись, не хочу) Прилагательные (старая, гарнизонная..)
С точки зрения синтаксиса Речь предельно проста. Преобладают простые предложения, с обилием обращений.(Мамушка, заслони меня! Убирайся, дядюшка, проваливай!)
С точки зрения экспрессивно - стилистической Речь изобилует ругательствами, грубыми выражениями. Лексика носит сниженный, просторечный характер.
Выводы Проанализировав речь обозначенных персонажей, мы пришли к выводу, что Язык, несомненно, помогает автору дать исчерпывающую их характеристику, помогает нам, читателям, лучше разобраться в особенностях их личности.