Метод контрольных вопросов Метод контрольных вопросов ( МКВ ) - один из методов психологической активизации творческого процесса. Метод контрольных вопросов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория решения творческих задач Списки контрольных вопросов Л. Осборна, Т. Эйлоарта М е т о д контрольных вопросов С о к р а т.
Advertisements

Презентация к уроку по технологии (11 класс) по теме: Метод контрольных вопросов
Метод контрольных вопросов, метод контрольных списков (МКВ, МКС) Майевтика Сократика.
Изобретательная деятельность Подготовила Афонина Т.В. Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Леляевка»
ЧТО ПОМОГАЕТ НАИ ̆ ТИ НЕТРИВИАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ РАБОТУ ВЫПОЛНЕЛА: ОВЧИННИКОВА.М.С ГРУППА ДП-116 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: МЫСКОВА.О.В.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКА ИДЕЙ Мозговая атака (МА) метод коллективного генерирования идей Прямая МА сбор максимального количества идей, селекцию которых.
ТРИЗ: постулаты, источники и составные части. Вопросы лекции 1.Основные понятия ТРИЗ 2.Источники ТРИЗ 3.Постулаты и принципы ТРИЗ 4.Составные части ТРИЗ.
Система управления РТК Основная задача системы управления роботом – автоматизация деятельности человека-оператора. Составные части: Система технического.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ - пошаговая программа для анализа и решения изобретательских задач. 3 основных инструмента ТРИЗ: - программа.
Изобретение – что-то новое, ранее не известное, созданное при помощи творческой мысли и работы, изобретателем. Открытие – установление существования,
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Изобретательская деятельность «Изобретения людей продвигаются из века в век» Б. Паскаль Как происходит изобретение нового? Каким образом человек приходит.
Решение текстовых задач Решение текстовых задач Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения есть процесс изобретательства.
Создание презентаций в Power Point. Слайды в PowerPoint С помощью приложения PowerPoint текстовая и числовая информация легко превращается в красочно.
OOП Инна Исаева. Подпрограмма – это большая программа, разделённая на меньшие части. В программе одна из подпрограмм является главной. Её задача состоит.
© Сидорова Л.В., БГУ ДОКЛАД «Использование ИКТ на уроках «Культуры народов Якутии» Фомина А.М., учитель КНЯ МОУ СОШ 5.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Как представлять опыт работы учителя. Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор,
1 Лекция 16 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ РОБОТОВ И МАНИПУЛЯТОРОВ МАШИНА-АВТОМАТ, РОБОТ, АВТООПЕРАТОР И МАНИПУЛЯТОР, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
Электрический ток вырабатывается в генераторах - устройствах, преобразующих энергию того или иного вида в электрическую энергию. Переменный ток можно.
Транксрипт:

Метод контрольных вопросов Метод контрольных вопросов ( МКВ ) - один из методов психологической активизации творческого процесса. Метод контрольных вопросов представляет собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть выполняемой задачи.

Область применения МКВ является усовершенствованием метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой ( или серией проб ). Составляя списки вопросов, их авторы, естественно, отбирают из изобретательского опыта наиболее сильные вопросы. Поэтому МКВ сильнее обычного метода проб и ошибок. Но отбор вопросов без понимания внутренней механики изобретательства приводит к накоплению в списках внешних, поверхностных вопросов. Поэтому, область применения МКВ - задачи второго уровня.

Цель метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 20- х годов. Вопросы расположены в определенной последовательности. Ответы на них тот или иной участник разработки проекта формулирует в связи со своей задачей в виде монолога или диалога с другими участниками.

Есть несколько списков контрольных вопросов, составленных для изобретателей. Один из них список А. Осборна приведем как наиболее подходящий в качестве модели для составления подобных списков в период разработки социального проекта :

1) Какое новое применение техническому объекту вы можете предложить ? Возможны ли новые способы применения ? Как модифицировать известные способы применения ? 2) Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения ? Что напоминает вам данный технический объект ? Вызывает ли аналогия новую идею ? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать ? Что можно скопировать ? Какой технический объект нужно опережать ?

3) Какие модификации технического объекта возможны ? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота ? Какие изменения, назначения ( функции ) цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны ? Другие возможные изменения ? 4) Что можно увеличить в техническом объекте ? Что можно присоединить ? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия ? Увеличить частоту размеры, прочность ? Повысить качество ? Присоединить новый ингредиент ? Дублировать ? Возможна ли мультипликация рабочих элементов или всего объекта ? Возможно ли преувеличение ( гиперболизация ) элементов или всего объекта ?

5) Что можно в техническом объекте уменьшить ? Что можно заменить ? Можно ли что - нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить ? 6) Что можно в техническом объекте заменить ? Что, сколько смешать и с чем ? Другой ингредиент ? Другой материал ? Другой процесс ? Другой источник энергии ? Другое расположение ? Другой цвет, звук, освещение ?

7) Что можно преобразовать в техническом объекте ? Какие компоненты можно взаимно заменить ? Изменить модель ? Изменить разбивку, разметку, планировку ? Изменить последовательность операций ? Транспонировать причину и эффект ? Изменить скорость или темп ? Изменить режим ? Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот ? Транспонировать положительное и отрицательное ? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы ? Повернуть их задом наперед ? Перевернуть низом вверх ? Поменять местами ? Поменять ролями ? Перевернуть зажимы ? Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны ? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур ? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты ? Комбинировать цели ? Комбинировать привлекательные признаки ? Комбинировать идеи ?

В 1965 году в американском журнале " Продакт эндженеринг " (N'27) был опубликован еще один список вопросов ( Как эта проблема была бы решена в прошлом ? В эпоху доисторической техники ? В будущем ? Создавалось ли что - нибудь аналогичное в прошлом в какой - либо области техники ? можно ли рассредоточивать части и детали ? Изменить последовательность операций ? Как бы решалась эта проблема под водой ? В космосе и т. д.) Один из наиболее полных и удачных списков вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. Текст списка опубликован в журнале ИР (N'5, 1970 г.).

Существует также список вопросов математика Д. Пойа. Этот список отличается тем, что вопросы в нем составляют определенную систему ( в изобретательских списках вопросы можно менять местами ) Но список Д. Пойа предназначен преимущественно для решения учебных математических задач. К МКВ относится также " селфсторминг ", предложенный С. И. Чурюмовым и Е. С. Жариковым. В " селфсторминге " используются те же наводящие вопросы, хотя они и названы " операторами ": оператор обобщения, оператор частного случая, фантастический оператор, практический оператор ( нужно обнаружить сферу практического приложения идеи ) и т. д.

Практика показывает, что иногда для того, чтобы заметно продвинуть дело вперед, необходимо создать несколько необычные условия работы. Методы, описанные выше, очень эффективны в таком отстранении рутинных задач.

Спасибо всем за внимание !!!