Современные проблемы правоприменительной практики в сфере доступа к официальной информации Павлов Иван Юрьевич канд.юрид.наук адвокат Председатель Совета Фонд Свободы Информации (Институт Развития Свободы Информации)
Первый в истории закон о свободе информации появился Швеции в 1766 году В 2010 году в России вступили сразу два закона о свободе информации: - Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» 8-ФЗ - Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» 262-ФЗ В 2010 году в России вступили сразу два закона о свободе информации: - Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» 8-ФЗ - Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» 262-ФЗ
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления – информация, СОЗДАННАЯ органами власти или подведомственными им организациями, либо ПОСТУПИВШАЯ в указанные органы власти и организации. Информация о деятельности судов – информация ПОДГОТОВЛЕННАЯ судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо ПОСТУПИВШАЯ в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Предмет регулирования российских законов о свободе информации
На практике признается правомерным доступ только к той информации, которая НЕПОСРЕДСТВЕННО затрагивает права лица, обратившегося с запросом о ее предоставлении Обеспечение доступа к официальной информации – основа общественного контроля за деятельностью власти
В судах общей юрисдикции под предлогом деперсонификации судебных актов перед размещением официальном сайте из них удаляется огромный объем информации, что порой делает бессмысленной публикацию такой информации в силу ее непонятности. Необходимость деперсонификации судебных актов, как таковой, в условиях действия принципа гласности правосудия вызывает обоснованное сомнение. Размещение судебных актов на официальных сайтах судов
Существенно отличаются друг от друга практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции в подходе к вопросу о том, какие акты следует размещать на своих официальных сайтах. Если арбитражные суды размещают практически ВСЕ акты, вынесенные судом (не только решения по существу спора, но и промежуточные процессуальные документы), то суды общей юрисдикции по некоторым оценкам не размещают даже половины судебных решений и приговоров. Существуют различия в качестве поисковой системы, в которой размещены судебные акты на официальных сайтах, и эти различия опять не в пользу судов общей юрисдикции.
Другие нерешенные проблемы:
необоснованное ограничение доступа к историческим архивам Неопределенность понятия «личная и семейная тайна» привлечение историков- исследователей к уголовной ответственности
Государственная тайна Устаревшая конструкция Закона РФ «О государственной тайне», позволяет ведомствам издавать секретные нормативные акты, которыми затрагивается конституционное право граждан на доступ к информации Правило о максимальном 30-летнем сроке засекречивания на практике распространяется только на те документы, которые были засекречены после введения в действие Закона РФ «О государственной тайне» в 1993 году
Служебная тайна Ограничение доступа к информации под предлогом служебной тайны регулируется не федеральным законом, а подзаконным актом - Постановлением Правительства РФ 1233 от 3 ноября 1994 года «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», которое весьма расплывчато определяет критерии отнесения информации к служебной тайне.
Недостаточно активно развивается ситуация с либерализацией доступа к различным государственным реестрам, регистрам, кадастрам и другим информационным системам, которые уже давно размещены органами власти в сети Интернет. Доступ к государственным информационным системам
Благодарю за внимание! Павлов Иван Юрьевич канд.юрид.наук адвокат Председатель Совета Фонд Свободы Информации (Институт Развития Свободы Информации)