Михайленко В.Г., методист горОО
«терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо»; «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению»; «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам»; «отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию»
«личностное свойство, означающее принятие другого, взаимную помощь, доверие» (А.Г.Асмолов); «способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно относиться к отличным от своих мыслям и мнениям» (А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова); «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» (В.А.Тишков); «терпимое отношение к инакомыслию и инакодействию других; важный признак общей культуры гражданского общества, не допускающий социальные конфликты до их развертывания» (С.В.Соколов)
безразличие по отношению к другому в результате невозможности взаимопонимания различных сторон снисхождение к другим, обычно к менее численным социальным образованиям
Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
сенсуальная терпимость связана с классической (психофизиологичес- кой) толерантностью, т.е. с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды сенсуальная терпимость связана с классической (психофизиологичес- кой) толерантностью, т.е. с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды диспозиционная терпимость имеет отношение к формированию определенных установок личности, системы ее отношений к действительности, ориентирует на готовность к определенной реакции личности на среду диспозиционная терпимость имеет отношение к формированию определенных установок личности, системы ее отношений к действительности, ориентирует на готовность к определенной реакции личности на среду
«акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, своей этнической идентичности» (Ю.М. Политова ); «наличие у индивида позитивного отношения к иной культуре при обязательном сохранении положительного восприятия собственной культуры» (Н.М. Лебедева ); «признание ценности культуры, образа жизни и исторического выбора любого народа, вне зависимости от его численности или веса на поприще мировой истории» (К.В. Султанов )
Этнотолерантность характеризуется: уважительным отношением к языкам взаимодействующих; отсутствием обидных замечаний при допущении ошибок в речи; попытками выучить некоторые слова из другого языка; четким представлением и умением объяснить то, что не существует плохих народов, могут встречаться только плохие люди; деликатным отношением взаимодействующих друг к другу, при котором каждый прислушивается к желаниям другого, может высказать свое мнение; отсутствием «изгоев»; стремлением и четкой мотивацией в изучении своей и других национальных культур; использованием в обыденной жизни элементов своей и чужой культуры; желанием участвовать в праздниках различных национальностей; отсутствием любого вида подавления (насилия); предоставлением возможности (при наличии желания) объяснять свои обычаи и веру, без насаждения с любой стороны; отношением между меньшинством и большинством характеризуется участием всех взаимодействующих во всех делах.
Формирование этнотолерантности основано на следующих принципах обучения: - на признании того, что миграция характерна для многих стран и представляет собой постоянный процесс в человеческой истории; - на признании того, что предубеждения (в том числе этнические) в разной степени присущи каждому индивиду, поэтому индивид не должен основывать свои действия, исходя из них.
Условия, благоприятствующие формированию этнотолерантности: развитие в учениках гордости за унаследованную ими этническую культуру; включение полиэтнического материала во все аспекты обучения и воспитания; развитие принятия и уважения этнических форм и отличий; создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, расистском отношении к ним со стороны других учеников, о своих переживаниях и оскорбленных чувствах; признание равноправия взаимодействующих; признание общих, значимых для всех взаимодействующих целей; признание общечеловеческих ценностей; стремление к снижению межэтнической напряженности и мирному разрешению межэтнических конфликтов; проведение идеи равенства всех этнических групп, населяющих страну, не выделяя особо ни один из этносов.
3 этапа формирования этнотолерантности: Мотивационный Основная цель - создание положительного эмоционального настроя на общечеловеческие ценности (терпимость, обычаи, традиции различных народов, вероисповедание, атеизм, права человека и т.д.) Познавательный Педагогу и учащимся предстоит решение следующих задач: знакомство школьников с общечеловеческими ценностями; совместный критический анализ материалов из средств массовой информации, демонстрирующий реальные этнические проблемы в обществе и поиск возможных путей решения этих проблем с точки зрения общечеловеческих ценностей; развитие способности ценить исторический опыт, экономические, культурные, социальные и другие достижения народов, населяющих страну; направить учащихся на выработку у себя качеств, необходимых для положительного взаимодействия с лицами различных национальностей В итоге педагог должен получить от учащихся осознанное отношение к данной проблеме, уважительное отношение к различным этносам и религиям, умение общаться с людьми различных национальностей и вероисповеданий. Заключительный (рефлексивный) Педагог обобщает полученные результаты и координирует дальнейшие действия. Главным средством данного этапа является тестирование.