Урок с использованием ИКТ на основе модульной технологии. Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола. Методическая разработка учителя русского языка и литературы МОУ «Заволжская СОШ» Булатовой Татьяны Викторовны. Тверская область, Калининский район Апрель 2010г.
Пояснительная записка. Опыт работы в классах развивающего обучения по системе Л. Занкова позволяет мне обоснованно утверждать, что, учитывая возрастные особенности 5-классников и уровень их подготовки по предмету «Русский язык» в начальной школе (стандартные программы), считаю оправданным использование уроках русского языка опережающего обучения на основе модульной технологии, так как : Формируется базовый уровень теоретической подготовки по предмету. Формируется целостное представление о грамматических и морфологических категориях самостоятельных и служебных частей речи. Развиваются умения анализа и синтеза предлагаемой учебной информации. У филолога есть возможность гибко планировать распределение часов на изучение тематического учебного материала
Цели: 1.Познакомить с грамматическими и морфологическими признаками глагола. 2.Развивать навыки выделения глаголов из речи и определять их грамматические и морфологические признаки. 3.Формировать умения выделять главное, сопоставлять, обобщать. 4.Воспитывать интерес к русскому языку.
Модули ТемаПримечания 1.История слова (работа со словарем). Грамматическое значение глагола как части речи. Морфологические признаки глагола. Можно заранее дать задание подготовить «закладку-памятку» для записей на уроке с алгоритмом морфологического разбора глагола. 2.Инфинитив. 3.Возвратные и невозвратные глаголы. 4.Совершенный и несовершенный вид глаголов. 5.Наклонение глагола. 6.Разноспрягаемые глаголы. 7.Безличные глаголы.
Допиши предложение: Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол.
Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. В словаре Даля: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». Глаголы называют различные действия: 1.Действия, связанные с трудовой деятельностью человека: рубить, копать, вязать. 2.Действия, связанные с умственной и речевой деятельностью человека: наблюдать, решать, воображать. 3.Действия, называющие перемещения и положение в пространстве: стоять, лежать, идти. 4.Действия, называющие различные состояния: грустить, болеть, спать. 5.Действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, пахнет.
Морфологические признаки глагола. 1.Вопрос. 2.Грамматическое значение. 3.Н. Ф.(инфинитив) 4. Постоянные признаки. 5.Непостоянные признаки. 6.Синтаксическая роль в предложении.
Инфинитив. Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом. Инфинитив – неизменяемая форма глагола: не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие. Инфинитив имеет суффиксы - ть – ти: играть, нести У глаголов, оканчивающихся на ЧЬ : лечь, печь, стеречь -чь- входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование: лечь- лёг, печь – пёк, стеречь – стерёг. Основой инфинитива является часть слова без - ть – ти: Кроме суффиксов –ть, -ти в инфинитиве выделяются суффиксы -а, -и, -е, -ова, -ну Инфинитив имеет следующие грамматические свойства: возвратность и невозвратность
Возвратные и невозвратные глаголы Запиши глаголы в 2 столбика: возвр. невозвр. Решает, ненавидит, слышится, влюбиться, опечалилась, красится, думает, участвует, хочется, бежит. – Выполни морфемный разбор записанных глаголов.
Говорит – несоверш. в. – заговорит – соверш.в. – Запиши глаголы в 2 столбика: Поклонился, положил, загорает, запирать, освещать, решает, ненавидит, слышится, влюбится, опечалилась, красится, думает, участвует, хочется, бежит Виды глаголов. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида
Наклонение глагола Глаголы изменяются по наклонениям: Изъявительное наклонение: все времена глагола: скучает, задумал, поможет, проснулся, подумай. Повелительное наклонение – побуждение к действию : - Запиши глаголы, указанные выше, в повелительном наклонении. Условное наклонение – действие может произойти; употребляется с частицами бы- б: - Запиши глаголы, указанные выше, в условном наклонении.
Разноспрягаемые глаголы. Глаголы хотеть и бежать и образованные от них глаголы называются разноспрягаемыми. – Проспрягайте данные глаголы в ед.ч. и мн. ч.
Безличные глаголы. Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица. В предложении безличные глаголы всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. – Выполните синтаксический разбор предложений: 1.Сирень хорошо пахнет. 2.В саду пахнет сиренью. 3.К вечеру подморозило. 4.Потеплело с приходом весны. 5.Светает.
Итог изучения темы «Глагол». Что нового о глаголе вы узнали сегодня на уроках? Напишите сочинение- миниатюру (8-10 предложений) по теме : Для чего нам нужен глагол…»
Домашнее задание. Выучить составленную на уроке «памятку». Выполнить морфемный, морфологический разбор слов: задумался, старался бы, выучи. Презентации. Попробуйте дома сочинить стихотворение, используя только глаголы и служебные части речи. Определите синтаксическую роль этих глаголов. Дополнительно: на «5» Найдите самые «длинные» глаголы в русском языке.