Тема 8. Философия Новейшего времени и современности Характерные черты и основные направления философии XIX-XXвв. Марксистская философия Неклассическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Advertisements

Атеизм Атеизм (греч.- безбожие) – философская система или наукообразная теория, включающая в себя исторически разнообразные формы отрицания религиозных.
Тема Современная западная философия © О.В. Кормилицина, 2016 г.
PPTzone.ru Экзистенциализм Экзистенциализм (позднелат. существование) - философия существования Термин возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов,
ТЕМА: Современные зарубежные концепции воспитания План: 1.НЕОТОМИЗМ 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 3. ПРАГМАТИЗМ 4. БИХЕВИОРИЗМ 5.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Литература:
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Лекция 6 Неклассическая философская мысль. Артур Шопенгауэр ( )
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
. Позитивизм Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания.
Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия.
Наука и не-наука. План 1. Мировоззренческие установки сциентизма и антисциентизма 2. Позитивизм 3. Многообразие форм знания.
Неклассическая философия XIX века Выполнила: Смагулова Аида Группа ОМ Проверила: К.ф.н. Бисембаева З.У.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 48 Герменевтика как методология.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология,
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Лень Юлия Александровна, аспирантка кафедры культурологии БГУ Научный руководитель – Усовская Элина Аркадьевна, кандидат культурологии, доцент.
Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВОПРОСЫ Понятие личности. Понятие личности. Структура личности. Структура личности. Основные направления.
Транксрипт:

Тема 8. Философия Новейшего времени и современности Характерные черты и основные направления философии XIX-XXвв. Марксистская философия Неклассическая философия XIX века Философия науки Основные направления философии современности

Литература: Бертран Р. История западной философии. Введение.История западной философии. Введение. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, с. Джеймс У. Поток сознания.Поток сознания. Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, с. Ильин В.П. Как концепция «духа времени» конца ХХ века.Как концепция «духа времени» конца ХХ века. Камю А. Абсурдное рассуждение.Абсурдное рассуждение. Карнапп Р., О.Нейрат. Научное миропонимание.Научное миропонимание. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. в 2-х т. Т.2. С Поппер К. Нищета историцизма.Нищета историцизма. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм.Экзистенциализм – это гуманизм. Хайдеггер М. Время и бытие.Время и бытие. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.Письмо о гуманизме. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, с. Шопенгауэр А. Афоризмы.Афоризмы. Ясперс К. Схема мировой истории.Схема мировой истории.

Западная философия второй половины XIX-XXвв. Характерные черты: плюрализм в философском мышлении; возникновение двух противоположных школ: сциентизм и антисциентизм; толерантность современной философии; интегративность как утверждение принципов синергетики, математизации, универсального эволюционизма и др. антропоцентризм и гуманизм, т.е. направленность к человеку.

Основные направления философии XIX-XXвв. Марксистская философия: К.Маркс, Ф.Энгельс. Неклассическая философия: А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей. Философия науки: позитивизм О.Конта; эмпириокритицизм; неопозитивизм; постпозитивизм. Американский прагматизм: Дж.Дьюи, Ч.Пирс. Психоанализ: З.Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг, Адлер. Герменевтика: Ф.Шлегель, Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер, П.Рикер. Неотомизм: Э.Жильсон, Ж.Маритен, К.Войтыла и др. Экзистенциализм: С.Кьеркегор, Л.Шестов, Н.А.Бердяев, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю. Постмодернизм: Ж.Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Бодрийар, Р.Рорти, Ж.Делез, Ф.Гваттари

Основателями философии марксизма стали Карл Маркс ( ) и Фридрих Энгельс ( ) Основные труды К.Маркса: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи 1844г.» и др. Ф.Энгельса: «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др. Совместно: «Манифест коммунистической партии». Теоретическими источниками стали: диалектика Гегеля, материализм Фейербаха, учения французских социалистических-утопистов. Составными частями являются: диалектический и исторический материализм, научный коммунизм. К.Маркс разработал теорию об общественно-экономических формациях. Основными положениями экономической теории являются раскрытия способа производства при капитализме, процесс отчуждения труда от средств производства и от результатов труда, теория прибавочной стоимости.

Иррационализм Артура Шопенгауэра ( ) Основной труд: «Мир как воля и представление». Критиковал Гегеля за его диалектику и историзм, призывал вернуться к Канту. Основываясь на логическом законе достаточного основания, в качестве главного принципа жизни и познания рассматривает слепую волю, которая является сущностью всякой вещи; окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; мир явлений и мир сущности являются соответственно миром представлений и миром воли. В учении о человеке заложил основы пессимизма.

Философия жизни Фридриха Ницше ( ) Основные труды: «Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла» ; «Веселая наука. Является предшественником ряда западных концепция, в основе философии которых лежат проблемы человека. Ввел понятия «воля к жизни», «воля к власти»; Учение о сверхчеловеке основано на отрицании христианских ценностей, провозглашении смерти Бога. Сверхчеловек – это человек будущего, поставивший себя на место Бога, у него врожденная аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе».

Философия науки – направление в философии, изучающее характеристики и особенности научной деятельности. Позитивизм (О.Конт) – считали, что научной ценностью обладают только такое познание, которое опирается на опыт, и только эмпирически путем полученные знания могут представить интерес для науки; Эмпиризм выступает основным критерием демаркации между метафизикой и наукой. Эмпириокритицизм (Э.Мах и Р.Авенариус) – считали, что философия должна стать интегративной наукой, имеющей всеобщий язык. Неопозитивизм (Р.Карнап, О.Нейрат, Б.Рассел Л.Витгенштейн) – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, основным принцип – принцип верификации. Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун) – исследование развития науки, основной принцип – принцип фальсификации.

Психоанализ Зигмунда Фрейда ( ) представлял собой метод лечения психических заболеваний и теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека. Основные труды: «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Сны и сновидения», «Я и Оно» и др. Обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека; Психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание (Сверх-Я), подсознание (Я) и бессознательное (Оно). Бессознательное – эта сфера инстинктов, где проявляются сексуальные влечения (либидо). Выделяет 3 комплекса: Эдипа, Электры, Нарцисса. Вся культура есть результат сублимации. Разработал учение об Эросе и Танатосе. Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Экзистенциализм или философия существования характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Серен Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его проблемам. Он выделил неподлинное и подлинное существование человека, а также три стадии восхождения к подлинному существованию: эстетическую, этическую, религиозную. По Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной» жизнью, но в пограничных ситуациях скрытые качества выходят наружу. Он осознает себя через «шифры» трансцендентального. Основными понятиями философии Сартра становятся: «для-себя-бытие», «свобода», «выбор», «ответственность». «Жизнь человека – абсурд», - считает Камю. Смысл жизни в самом существовании человека. Хайдеггер исследует «бытие человека в мире», которая состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя».

Экзистенциализм Мартина Хайдеггера ( ) Основные труды: «Бытие и время», «Время и бытие», «Письмо о гуманизме», «Разговор на проселочной дороге» и др. Средством описания и толкования бытия являются экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия. Человеческое бытие – Dasein – всегда эмоционально. Переживание «бытия-к- смерти» приводят к страху и тревоге. Положил начало онтологическому направлению в рамках герменевтики. Герменевтика – онтология понимания. Язык – это «дом бытия» и именно язык определяет судьбу бытия.

Герменевтика (от греч. Germeneutikos –разъясняющий, истолковывающий) означает теорию и практику истолкования текстов, языковых выражений и символов; философское направление, исследующее проблему понимания и связанные с ней вопросы языка. Основы были заложены Ф.Шлейермахером как искусство понимания индивидуальности другого автора. Предметом герменевтики является не содержание и не объяснение, а выражение и понимание. Понимание человеком мира осуществляется в языке и через язык. И потому истина раскрывается через произведения искусства, тексты философии и истории. Герменевтический круг: чтобы понять целое, следует понять его части, но для адекватного понимания частей необходимо понять смысл целого. Языковая среда в качестве традиции является одновременно и условием человеческого понимания и вместе с тем его предметом. Смысл герменевтики не в окончательных выводах, а в поддержании диалога с целью постижения «чудо понимания».

Постмодернизм («постсовременность») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце ХХ столетия. Понятие «постмодерна» стало употребляться в связи с работами Ж.Ф.Лиотара. Историческое становление связано с представителями философского направления, связанным с анализом языка с Ф.де Соссюром, Л.Витгнештейном, М.Хайдеггером, М.Фуко. Ярким представителем является Ж.Деррида, который ввел новый способ прочтения и осмысления текстов – деконструкцией. В эпоху постмодерна не существует объективной истины, все что было до этого определенным становится неопределенным и несостоятельным. Характерные черты: пессимизм, отчаяние, недоверие к действительности, самокритичность сознания.