СТРАТЕГИЯ И ЕЕ ВИДЫ Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей
ВИДЫ СТРАТЕГИЙ Базисная стратегия Фундаментальное решение по развитию организации Конкурентная стратегия Выбор между ориентацией на весь рынок или на его часть, а также между основным конкурентным преимуществом Портфельная стратегия Выбор, связанный с увязкой различных объектов управления между собой и определение места каждого объекта в ряду других Функциональная стратегия Выбор правил принятия решений в каждой функциональной области
БАЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ РОСТ (Р) ОГРАНИЧЕННЫЙ РОСТ(ОР) СОКРАЩЕНИЕ (С) Р + С ОР + Р ОР + С МИНИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК СТРУКТУРИРОВАНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НАКОПЛЕНИЕ РЕСУРСОВ КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ПАРТНЕРОВ ПОДБОР АССОРТИМЕНТА РАСШИРЕНИЕ РЫНКА МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ОсновныеКомбинированныеДополнительные
ЭЛЕМЕНТЫ ВЫБОРА (ФОРМУЛИРОВАНИЯ) БАЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОДУКТ РЫНОК ПОЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ ВНУТРИ ОТРАСЛИ ТЕХНОЛОГИЯ ОТРАСЛЬ
СТРАТЕГИИ РОСТА Стратегии концентрированного роста: Стратегии концентрированного роста: стратегии, связанные с изменением продукта и (или) рынка Стратегия усиления позиций на рынке Стратегия развития рынка Стратегия развития продукта Стратегии интегрированного роста: Стратегии интегрированного роста: стратегии, связанные с расширением фирмы путем добавления структур Стратегия обратной вертикальной интеграции Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции Стратегия центрированной диверсификации Стратегии диверсифицированного роста: Стратегии диверсифицированного роста: стратегии, реализуемые тогда, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли Стратегия горизонтальной диверсификации Стратегия конгломеративной диверсификации
СТРАТЕГИИ СОКРАЩЕНИЯ Стратегия ликвидации осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес Стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе Стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса Стратегия сокращения расходов Заключается в поиске возможностей уменьшения издержек и проведении мероприятий по сокращению затрат Заключается в поиске возможностей уменьшения издержек и проведении мероприятий по сокращению затрат
КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ Конкурентное преимущество Меньшие издержки Дифференциация (неповторимость продукта) Сфера конкуренции Широкая цель (вся отрасль) Лидерство за счет экономии на издержках (продукты схожи, предприятие пытается снизить цену) Дифференциация качества товара (какому-то из качеств продукта придается отличие от продуктов конкурентов) Узкая цель (один сегмент) Фокусированное лидерство по издержкам Сфокусированная дифференциация Типовые стратегии по М.Портеру Ориентация на изолированные сегменты рынка (на удовлетворение специфической потребности)
ПОРТФЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ Корпоративная стратегия («портфель предприятий») решение по поводу отдельных предприятий, входящих в корпорацию решение по поводу отдельных предприятий, входящих в корпорацию Бизнес стратегия (портфель бизнесов) решение по поводу отдельных видов бизнеса одной организации решение по поводу отдельных видов бизнеса одной организации Продуктовая стратегия («портфель продукции») решение по поводу ассортимента и объемов реализации основных продуктов, выпускаемых (реализуемых) предприятием решение по поводу ассортимента и объемов реализации основных продуктов, выпускаемых (реализуемых) предприятием Основная задача – получение сбалансированного портфеля
ПОРТФЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ BCG (Boston Consulting Group) Возможности расширения отраслевого рынка (абсолютная доля рынка) Высокие (выше, чем в целом в экономике) ЗвездаЗнак вопроса Низкие (ниже, чем в целом в экономике) Дойная короваСобака Высокий (>1)Низкий (
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ Производственная стратегия определяет, что именно предприятие производит само, а что приобретает у поставщиков или партнеров определяет, что именно предприятие производит само, а что приобретает у поставщиков или партнеров Финансовая стратегия предполагает выбор основного источника финансовых средств: развитие за счет собственных средств или заемных предполагает выбор основного источника финансовых средств: развитие за счет собственных средств или заемных Стратегия управления персоналом решения по организации работы сотрудников решения по организации работы сотрудников Маркетинговая стратегия решения в области эффективной организации маркетинговой деятельности решения в области эффективной организации маркетинговой деятельности И т. д.