Исследовательская работа « ЯЗЫКОВОЙ ОБЛИК ГАЗЕТЫ».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Репортаж Цель проводимого занятия: Создать такую речевую ситуацию, которая способствовала бы развитию творческих способностей учащихся.
Advertisements

Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Педагогическая мастерская Новоселовой Натальи Степановны учителя русского языка и литературы МОУ-Лицей 10 МОУ-Лицей 10 г. Белгорода г. Белгорода.
Авторы: Василик Ольга и Дмитриева Мария. Профессия журналиста – сегодня одна из самых востребованных и престижных.
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сарычева Т.С., к.пс.н., руководитель психологической лаборатории ГЛ.
Классный час как одна из форм воспитательной работы Информационный час.
Узнать, Выяснить, Понять: Какие знания мы получаем из книг? Надо ли читать вообще? Интересно ли читать? Где лучше читать? А что вы читаете? Надо ли читать.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Научно - практическая лаборатория ГЦРО «Развитие редакционно- издательской деятельности в образовании» Информационный вестник «Педагогическое обозрение»
Урок с использованием технологии дебатов. Дискуссия- Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения Дебаты- обсуждение вопроса.
Их строение и языковые особенности. Жанры публицистики, Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 17 г. Новомосковска Тульской области Ларикова Ирина.
Публицистический стиль речи. Выполнила ученица 11 класса «Б» МОАУСОШ школы200 Якубовская Таисия.
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Руководитель кружка: Белькова Галина Анатольевна Беляйская основная общеобразовательная школа Первомайский район газета для детей, родителей, учителей.
Формы и методы рефлексии.. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков.
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Школьный «Пресс-центр» - первый год работы Подготовила Критская А.В., руководитель школьного «Пресс-центра» Муниципальное образовательное учреждение средняя.
Личность педагога и его профессионально значимые качества.
Транксрипт:

Исследовательская работа « ЯЗЫКОВОЙ ОБЛИК ГАЗЕТЫ»

Газета- зеркало времени. Ёе страницы подобны самой высокой трибуне, откуда слышнее всего голос общественного мнения.

Введение Во все времена газета была источником информации и средством влияния на людей. Не изменилась ее функция и в третьем тысячелетии. Сегодня, когда человек постоянно ощущает недостаток времени при переизбытке информации, печатные СМИ оказались в условиях жесточайшей конкуренции. Выпускается огромное количество газет и журналов. Они обязаны не только быстро и полно сообщать читателю о политических, культурных, спортивных событиях, комментировать их, разъяснять суть проектов и решений, формировать общественное мнение, но делать это на высоком профессиональном уровне, постоянно поддерживать интерес у читателя. Иначе неминуема потеря рейтинга, а значит, и подписчиков. Задача данной работы показать, как меняется языковой облик газеты при нарушении соотношения экспрессии и стандарта, при бесцеремонном обращении с русским языком. Для анализа я использовала свою районную газету «Призыв».

Стилевая специфика языка газеты. В газете сосуществуют два качественно различных функциональных единства: тексты передовых статей, ориентированные на социальное воздействие, и тексты информационных сообщений, направленные на передачу однозначной интеллективной информации. Представляется, однако, что отмечаемая особенность свидетельствует не столько о разностильности языка газеты, сколько о его экстралингвистически «запрограммированной» полифункциональности, направленной в конечном счете на достижение единого функционального эффекта воздействия.

Экспрессия и стандарт как единый стилистический конструктивный принцип центральных газет. Информационный материал в них составляют статьи, в которых присутствие авторского « я» сведено к минимуму, т.е. нередко даже не указывается фамилия их создателя. В передовых статьях, наоборот, факторы субъективной оценки оказывают решающее влияние на использование языковых средств, реализующих коммуникативные задачи убеждения, директивности, критического осмысления происходящих событий, т. е. в языке преломляется субъективное стремление коллектива авторов воздействовать на политические, мировоззренческие позиции « широкого читателя». Как бы промежуточное положение по функциональной направленности занимает в газете большое количество статей, в которых оценочные и интелектуализованные начала переплетаются, сосуществуют друг с другом, т.е. информация подается с той или иной степенью присутствия авторской позиции, как это имеет место в репортаже, комментарии. Чередование здесь элементов экспрессивного и стандартизированного плана, их переход друг в дру­га призваны привлечь, поддержать интерес читателя. Данные теоретические выкладки в полной мере подкрепляются практическими материалами центральных газет. Достаточно проанализировать стилевое своеобразие «Известий», «Сегодня», «Независимой газеты» и т.д. Авторам статей этих периодических изданий присуще прежде всего знание предмета речи. Их язык отличается логичностью, точностью, выразительностью., соответствием языковых средств целям воздействия.

Языковой облик районной газеты «Призыв». Газета Лямбирского муниципального района Республики Мордовия «Призыв» издается с июня 1934 года. Выходит три раза в неделю и освещает политическую, культурную и трудовую жизнь района. Содержание газеты складывается из передовой статьи, очерков о передовиках и интересных людях, хроники, репортажей с места событий, обязательной рекламой и колонкой поздравлений на четвертой странице. Достаточно ознакомиться хотя бы с одним номером газеты, чтобы увидеть уровень профессионализма ее авторов. Наряду с грубыми грамматическими, речевыми ошибками, налицо стремление авторов выражаться красиво при слабом знании русского языка и его выразительных способностей. Хочется видеть родную газету содержательной, а в языковом плане - грамотной. Чтобы она своевременно и объективно информировала и воздействовала, убеждала, увлекала, не оставляла равнодушным никого. Чтобы читалась легко, и не нужно было бы спотыкаться на каждом шагу на речевые ляпсусы и краснеть за автора.

Для корреспондентов газеты, видимо, считается дурным тоном писать просто и ясно. Хочется помудрее, «позаковырестее». Отсюда загроможденность предложений ненужными оборотами, злоупотребление вводными словами, несоблюдение норм сочетаемости слов (а чаще просто непонимание их значений!), бессмысленное «украшательство» речи. Так очень выразительно описываются капризы погоды во время проведения районного конкурса осеменаторов.... И лишь погода пыталась внести коррективы в ход конкурса, то низвергая на площадку, где проходило состязание, потоки сильнейшего дождя, то даря в утешение редкую улыбку солнца...

В статье под многозначительным названием «Обучилась молодежь? А теперь куда пойдешь?» читаем : многие стремятся осесть в городе, где не так-то просто найти подходящее место. Кто-то разочаровавшись в безрезультатном поиске «места под солнцем», обмахиваются свежеполученным дипломом, лежа на диване.

В другом номере в статье «Найди себя, открой свой мир» автор пишет: «Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка, сколько с появлением у него новых вопросов, новых ракурсов, под которыми он себя рассматривает». Читая подобное, хочется воскликнуть вслед за Базаровым: « - О друг мой, об одном прошу тебя: не говори красиво».

Хорошо еще, если эта красивость понятна, а если подобная фраза еще и бессмысленна: «Пространство возможностей пришедших сюда людей по актуальному уровню развития общих способностей, специальных способностей (музыкальных, художественных, спортивных и других)»

Пример из другого очерка под названием «Наград много, но они не последние», где налицо нарушение порядка слов, видовременных форм глагола: «Уставший после борьбы за хлеб свой «степной корабль», бывалый механизатор сначала очистит от скопившейся грязи, отремонтирует, а затем лишь поставит на хранение. А летом в нужный момент лишь слегка отрегулирует и выезжает в поле»

Общая атмосфера газеты несколько ироническая. Особенно неуместна эта ирония в статьях на правовые темы, в сводках РОВД. Так в статье « Цена совести» читаем: «Разнообразие развлечений на селе ограничено, потому что придумывает их каждый себе по уму и по душе. И почему-то у большинства ребят она просит водки»

Языковой облик районной газеты «Призыв» При чтении газеты не покидает ощущение неловкости: тяжеловесный язык, постоянные нарушение речевой нормы, бедность содержания не преумножают, по-моему, число читателей, а скорее отпугивают их.