Глава 1 Принципы экономики 7. Резервный час
Глава 1. Принципы экономики 27. Резервный час Модели поведения человека в экономике Экономический человек Экономический человек Этический человек Этический человек Социальный человек Социальный человек
Глава 1. Принципы экономики 37. Резервный час Экономический человек Рациональный максимизатор, принимает оптимальные решения Рациональный максимизатор, принимает оптимальные решения Стремится достичь максимальной полезности в потреблении и максимальной прибыли в производстве Стремится достичь максимальной полезности в потреблении и максимальной прибыли в производстве Главный мотив деятельности собственная выгода Главный мотив деятельности собственная выгода Обладает всей информацией Обладает всей информацией Свободен в своем выборе Свободен в своем выборе Вмешательство государства ограничивает свободу деятельности человека Вмешательство государства ограничивает свободу деятельности человека
Глава 1. Принципы экономики 47. Резервный час Этический человек Мотивы человека стремление к увеличению материальных благ, а также альтруизм, милосердие, традиции, привычки Мотивы человека стремление к увеличению материальных благ, а также альтруизм, милосердие, традиции, привычки Предметом экономики является народ национально и исторически определенное, объединенное государством целое Предметом экономики является народ национально и исторически определенное, объединенное государством целое Люди прежде всего члены общества и имеют индивидуальные и коллективные интересы Люди прежде всего члены общества и имеют индивидуальные и коллективные интересы Для обеспечения удовлетворения коллективных интересов необходимо государство Для обеспечения удовлетворения коллективных интересов необходимо государство
Глава 1. Принципы экономики 57. Резервный час Социальный человек Наряду с материальными мотивами важную роль в экономической деятельности человека играют духовные мотивы Наряду с материальными мотивами важную роль в экономической деятельности человека играют духовные мотивы Главная потребность человека свобода самовыражения Главная потребность человека свобода самовыражения В труде человеку важн ы материальный результат, его престижность, сложность, возможность общения с другими людьми В труде человеку важн ы материальный результат, его престижность, сложность, возможность общения с другими людьми У человека должны быть возможности нетрудовой деятельности, отдыха, воспитания детей, получения образования У человека должны быть возможности нетрудовой деятельности, отдыха, воспитания детей, получения образования
Глава 1. Принципы экономики 67. Резервный час Добровольный обмен Излишек потребителя (consumer surplus) разность между максимальной ценой, которую покупатель был готов заплатить за товар, и ценой, которую он реально заплатил. Излишек потребителя (consumer surplus) разность между максимальной ценой, которую покупатель был готов заплатить за товар, и ценой, которую он реально заплатил. Излишек производителя (producer surplus) разность между минимальной ценой, по которой продавец был готов продать товар, и ценой, за которую он реально его продал. Излишек производителя (producer surplus) разность между минимальной ценой, по которой продавец был готов продать товар, и ценой, за которую он реально его продал.
Глава 1. Принципы экономики 77. Резервный час Выгодность обмена P тыс.р. Q, шт. A D Равновесная цена Равновесное количество D S Излишек потребителя Излишек производителя
Глава 1. Принципы экономики 87. Резервный час Выигрыш от добровольного обмена (gains from voluntary exchange) сумма излишка потребителя и излишка производителя. (gains from voluntary exchange) сумма излишка потребителя и излишка производителя.
Глава 1. Принципы экономики 97. Резервный час Выгодность рыночного обмена рынок распределяет ресурсы в пользу того покупателя, для котор ого они представляют наиболее высокую ценность; рынок распределяет ресурсы в пользу того покупателя, для котор ого они представляют наиболее высокую ценность; рынок обеспечивает спрос на товары тех продавцов, которые могут произвести их с наименьшими издержками; рынок обеспечивает спрос на товары тех продавцов, которые могут произвести их с наименьшими издержками; рынок обеспечивает такой объем производства товара, котор ый максимизирует выгодность обмена для потребителей и производителей. рынок обеспечивает такой объем производства товара, котор ый максимизирует выгодность обмена для потребителей и производителей.
Глава 1. Принципы экономики 107. Резервный часЭластичность (elasticity) процентное изменение величины спроса при изменении цены на 1 процент. (elasticity) процентное изменение величины спроса при изменении цены на 1 процент.
Глава 1. Принципы экономики 117. Резервный час Эластичный спрос (elastic demand). Спрос является эластичным, если процентное изменение величины спроса больше, чем процентное изменение цены. Если цена упала на 10%. В результате спрос возрос на 20%. Эластичность равна, больше 1, значит, спрос равна, больше 1, значит, спрос эластичный. эластичный.
Глава 1. Принципы экономики 127. Резервный час Неэластичный спрос (elastic demand). Спрос является не эластичным, если процентное изменение величины спроса меньше, чем процентное изменение цены. Если цена выросла на 20%, н о в результате спрос упал только на 10%, эластичность спроса равна, меньше 1, значит, спрос неэластичный.
Глава 1. Принципы экономики 137. Резервный час Эластичность и доход если спрос эластичен по цене, т.е. эластичность больше 1, снижение цены приведет к увеличению доходов, увеличение цены к снижению доходов; если спрос эластичен по цене, т.е. эластичность больше 1, снижение цены приведет к увеличению доходов, увеличение цены к снижению доходов; если спрос неэластичен по цене, т.е. эластичность меньше 1, снижение цены приведет к снижению доходов, а увеличение цены к увеличению доходов; если спрос неэластичен по цене, т.е. эластичность меньше 1, снижение цены приведет к снижению доходов, а увеличение цены к увеличению доходов; если эластичность равна 1, доходы не зависят от изменения цены. если эластичность равна 1, доходы не зависят от изменения цены.