Подготовка к написанию части С
3 этап работы над сочинением (аргументация) Аргумент это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми, представляя собой отдельные предложения, и развернутыми, состоящими из нескольких или даже многих предложений. Аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной). Аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы. В том случае, если в качестве аргументов приводятся факты из жизни, необходимо, чтобы это были не какие-то зарисовки из бытовой жизни, а продуманные наблюдения. Если в качестве доказательств используется материал художественной литературы, необходимо правильно, без искажений и по возможности кратко, в обобщенном виде, передать сведения, которые станут убедительными аргументами в пользу собственной точки зрения. Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и этически корректно.
При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы: Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно... Я часто задумываюсь над... По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как... Можно согласиться с автором... В целом я согласен с автором текста, однако... Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что... Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться... Не во всем можно согласиться с автором текста... Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны,..., с другой стороны... Не вызывает сомнения... Меня особенно тронуло... Меня привлекает в этом тексте... Меня взволновало... Нельзя остаться равнодушным при... Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во- первых... Во-вторых... В-третьих... В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства... Доказательством этой мысли может служить тот факт...
Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания. Правильное общение необходимо каждому человеку, чтобы утвердить себя как личность и, наконец, чтобы любить самого себя. Ведь поведение каждого человека связано с поведением других. И если один человек изменит себя, сделает свое общение с другими комфортнее, то в итоге будет лучше всем. Конечно, в одиночку никто не переделает жизнь, не разрушит сложившиеся нормы общения, если они нам не нравятся. Мы не вольны по своему желанию изменить отношение людей к себе, но зато можем пересмотреть свое отношение к ним. Великий психолог С. Рубинштейн написал прекрасные слова: «Сердце человека соткано из его человеческого отношения к людям. То, что оно стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать». Человек, отделяющий себя от других, лишает себя счастья. (По И. Крохиной) Задания 1. Определите идейный смысл текста и его проблематику. 2. Сформулируйте основную позицию автора и основную проблему текста. 3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с позицией автора. Свой ответ аргументируйте, продолжив предлагаемый ряд аргументов. Аргументы Неправильное общение приводит к одиночеству, а в одиночестве человек не может быть счастливым. Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе. Правильно выбранный стиль общения всегда гарантирует его успех.
Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания. Что самое ценное в жизни? Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы. Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. Люди, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, иногда чудачества. О них рассказывают. В жизни надо иметь свое служение служение какому-то делу, даже если оно маленькое. Если этому делу будешь верен, оно станет большим. В жизни всего ценнее доброта, умная, целенаправленная. Умная доброта самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное в конечном счете по пути к счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты очень и очень важно. (По Д. С. Лихачеву) Задания 1. Выделите предложения, в которых наиболее полно выражаются основная проблема текста и позиция автора по этой проблеме. 2. Сформулируйте позицию автора по основной проблеме текста. При необходимости используйте цитаты из исходного текста. 3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. При выполнении данного задания подумайте над ответами на следующие вопросы: Что является, на ваш взгляд, ценным в жизни? Каких людей больше ценят, любят, помнят? Какого человека можно считать счастливым? Кто из литературных героев может являться образцом служения людям (Матрена из повести «Матренин двор» А. Солженицына; Григорий Добросклонов из поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко); лирический герой А. Яшина в стихотворении «Спешите делать добрые дела» и др.)?
Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания. Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел дробью сорвало источенную червями кору, и вместе в ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку она так и осталась белеть в окровавленном клюве. Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей. Зачем? А просто так... Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? (В. М. Песков) Задания 1. Выделите предложения, в которых наиболее полно выражаются проблематика текста и позиция автора по рассматриваемым проблемам. 2. Определите и сформулируйте основную (наиболее общую) проблему текста и позицию автора по этой проблеме. 3. Подумайте, почему автор не использует прямой способ постановки основной проблемы текста и выражения своей позиции по этой проблеме. 4. Укажите языковые средства, которые помогают автору выразить свою позицию образно и эмоционально. 5. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. 6. Напишите фрагмент сочинения-рассуждения, включающий определение позиции автора, определение собственной позиции и ее аргументацию.