Давайте познакомимся! 1 Смирнова Светлана Владимировна Рак Нина Анатольевна Чурикова Татьяна Александровна
Готов ли ребенок к школе? -
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Требования, которые предъявляет ребенку школа, или готовность к школьному обучению. Физическое развитие Моторная готовность Личностное развитие Когнитивная готовность
Кончается дошкольное детство вашего ребенка. Конечно вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию. Многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать и знать порядок в счете. Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и сформировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Необходимо приучать ребенка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, предъявляет школьная учеба, В частности сосредоточенно, не отвлекаясь, работать сначала минут, затем минут. Успешно учиться в школе он сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать.
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
– это прежде всего здоровье ребенка и способность организма выдерживать школьные нагрузки.
Устойчивая, ровная походка. Умение бегать, прыгать, ловить и кидать мяч. Застегивать пуговицы.
Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.
Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Работа в паре, в группе, проектная деятельность – основные формы работы в новой школе. Самостоятельно решать конфликты мирным путем. Слышать и реагировать на словесные замечания взрослых и сверстников.
– Эта готовность к школе долгое время считалась и до сих пор считается многими основной формой готовности к школе. В современном мире когнитивная готовность играет не основную, но все же весьма существенную роль.
Этот процесс не должен быть механическим. Научите ребенка запоминать с помощью создания образов. Играйте в группировки. Учите выделять главные и второстепенные детали.
Учите ребенка делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их в группы. Для этого надо обращать внимание на свойства предмета: цвет, форму, величину
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («2 больше 1, но меньше 3»), состав числа («3 это 2 и 1, или 3 это 1 и 1 и 1»), определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры и пользоваться ими для определения числа.
Устанавливать соответствия между элементами двух множеств (без пересчитывания),сравнивать множества, формулируя результаты сравнения ( «столько же», «больше», «меньше»), уравнивать множества, получать числа прибавлением или вычитанием.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (влево-вправо, вверх- вниз), Выполнять графические диктанты.
1. Умение правильно произносить все звуки речи, различать их на слух. 2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу. 3. Использовать в речи синонимы, антонимы. 4. Умение отвечать на вопросы и задавать их. 5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний. 7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из- за, из-под и др.). 8. Иметь представление о сезонных явлениях природы. 9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.). 10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно: - мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после работы с персональным компьютером, после прогулок и посещения туалета, перед едой; - причёсываться (своей расчёской); - пользоваться одноразовыми носовыми платками и одноразовыми полотенцами;
- в столовой сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу; - быстро одеться, раздеться, самостоятельно завязывать шнурки, уметь застегивать и расстегивать пуговицы и молнии; - содержать в чистоте и порядке школьные принадлежности и книги; - содержать в чистоте и порядке одежду и обувь; - при входе в помещение вытирать обувь; - переодеваться в школе в сменную обувь;
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.
1. Объяснить с помощью слов, что он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок? 2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»? 3. Понимать смысл того, о чём ему читают? 4. Чётко выговаривать своё имя, фамилию? 5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге? 7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено? 8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения? 9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям? 10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? 12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание? 13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? 14. Проявлять интерес к окружающим предметам? 15. Ладить с другими людьми?