Театр ХХ века Экспрессионизм (Германия) Футуризм (Италия) Конструктивизм (Россия) Сюрреализм (Франция) Драма крика (экспрессионизм Германии)
Бернард Шоу – английский драматург- модернист Интеллектуальный театр, воспитывающий сознание и разум зрителя Способ изложения проблемы - парадокс
Пьесы Б. Шоу: «Пигмалион» «Дом, где разбиваются сердца» «Моя прекрасная леди»
Эдвард Гордон Крэг ( гг.) Английский режиссер, сценограф, художник- график, теоретик театра
Жан Поль Сартр ( гг.) Французский философ, писатель. Драма-притча «Мухи» 1943 г. Париж
Эжен Ионеско ( гг.) Румынский драматург, живший во Франции Пародии на театр, «антитеатр»
Спектакль «Стулья» Своеобразная пародия на пьесы и на миссию человека на земле.
«Театр абсурда» 40-50х гг. «Маленький человек», остро ощутивший трагический разлад с обществом Бессмысленность жизни, хаос, угрызения совести, абсолютная пустота. Нелепые эпизоды, бессмысленные, бредовые рассуждения героев, фарс, комизм, гротеск
«Эпический театр» Брехта Бертольд Брехт ( гг.) (немецкий драматург) Комментирование события со стороны, замедление хода действия, и его неожиданный быстрый новый поворот Включение хора, песен, вставных номеров, не связанных с сюжетом «Трехгрошовая опера», «Мамаша кураж и ее дети» Надписи и плакаты разного содержания «эффект отчуждения»
Театральные эксперименты Питера Брука Театр – форма человеческого единения, способ преодоления разобщенности людей.
Пьесы П. Брута: «Вишневый сад» «Махабхарата»
Русский театр ХХ века «Нужны новые формы… А если их нет, то ничего не нужно». Потребность в обновлении репертуара. Потребность в реформе театра.
Реформаторы русского театра Станиславский К. С. и Немирович- Данченко В. И. Основание МХТ (1898 г.) и создание «системы» сценического творчества
Духовная и жизненная правда Обновление репертуара за счет современной классики (Толстой, Чехов, Горький, Булгаков), актуальность тематики. Несценические пьесы, в которых отсутствуют динамическая интрига, яркие поступки героев. Где надо молча выразить напряжение духовной жизни, невысказанные чувства и настроения.
Театральный авангард Мейерхольда и Таирова Всеволод Эмильевич Мейерхольд ( гг.) «Товарищество новой драмы» условный театр масок, трагический гротеск, балаган. Влияние символизма.
Театр ХХ – начала ХХI века О. Н. Ефремов (МХАТ) Г. А. Товстоногов (БДТ в СПб) М. А. Захаров («Ленком») Ю. П. Любимов (Театр на Таганке) Г. Б. Волчек («Современник») О. П. Табаков («Табакерка» и МХАТ)
Театральные фестивали России: Золотая маска Хрустальный Турандот Золотой софит