Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах Урок русского языка в 5 классе
Громко прозвенел звонок, Он позвал нас на урок. Парта у меня в порядке: И учебник, и тетрадки. Я настроился, готов Слушать весь у вас урок.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ В нашем саду наступила золотая осень. Она раскрасила листья деревьев жёлтыми, багряными цветами. еств Но птицы улетают в дальние края. Их путешествие опасно.
КОГДА ПИСАТЬ - ТЬСЯ -ТСЯ Нужно хорошо учиться Не надо на уроке лениться Таня хорошо учится Ваня никогда не ленится (Что делать?) (Что делает?)
Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов. Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов. В классе учит…ся девять мальчиков. Ребятишкам без дела не _сидит…ся. е Хочет..ся ему мчат…ся на самолёте. а Сережки ольхи качают...ся от ветра. ичк Начинают показыват…ся первые листочки.
Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся. Как шьет…ся, так и носит…ся. Кто много знает, с того много и спрашивает…ся. Дело мастера боит…ся. С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся Задание: запишите пословицы, вставляя, если нужно, Ь
Кланяется, кланяется – придет домой, растянется. (топор). Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. (пол и потолок). Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. (печь, огонь и дым).
Два брата купаются, а третий на берегу валяется. (ведра и коромысло). Два братца хотят подраться, да руки коротки. (коромысло). Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся. (письмо).
Два медведя в одной берлоге не (ужиться). Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь, того и знать не (хотеться). Дешево волк в пастухи (наниматься), да мир подумывает. Добрый пастух не о себе (печься), о скотине. От малого большое (зарождаться). Хвали сон, когда (сбыться). Не (гоняться) слон за мышью. Низко (кланяться), а больно кусает. Не нами свет начался, не нами и (кончиться). Слухом земля (полниться). Товар лицом (продаваться). Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола.