Исследовательская работа Любовь и дружба в жизни и поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова
Выполнили: Калиновская Виктория Владимировна, обучающаяся 10 «б» класса МОУ СОШ 86 Тракторозаводского района г. Волгограда Руководитель: Ромашина Наталия Фёдоровна, учитель русского языка и литературы
Цели исследования: расширить знания о любовной лирике М. Ю. Лермонтова, познакомиться с ее адресатами, отметить мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова. План I. Вступление. Любовь в понимании М.Ю. Лермонтова: 1. Мотивы страдания, неудачи, неисполнимости надежд. 2. Мотив горечи и обречённости, разочарования и потери. 3. Любовь в понимании Лермонтова – это величайшая и самая чистая потребность души, закон. II. Адресат 1 – Екатерина Сушкова. 1.Безоглядное увлечение, и уязвленное самообладание в отношениях. 2.«Горечь обманутых надежд» в стихотворении «Нищий». 3.Оскорблённое самолюбие и горечь осмеянного чувства в стихотворении «Когда к тебе молвы рассказ…». 4.Странная любовь, окончившаяся враждой. III. Адресат 2 – Наталья Фёдоровна Иванова. 1.Поверенная любовь. 2.Тревожное признание неразгоревшегося чувства. 3.Рок его неудачливой и горькой судьбы. 4.«Мы с тобой не для света созданы: - я не могу тебе много писать…» 5.«Она была прелестна, как мечта…» 6.«Как дух отчаянья и зла, / Мою ты душу обняла…» 7.Любовь, обиды, надежда, самоотверженность. 8.«Я не унижусь пред тобой…» IV. Адресат 3 – Варвара Лопухина: 1. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» - трагическое единство любви и страдания. 2. «Она не гордой красотою / Пленяет юношей живых…» 3. Смятение чувств. 4. «Любовь безгрешная твоя…» 5. Горькое чувство возможного, близкого, но так и не достигнутого счастья. 6. «В груди невольное сомненье…» V. Заключение. Лермонтов у каждого свой.
Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно… Три раза я любил Любил три раза безнадежно…
Вступление Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство, «прекрасное мгновенье», «божественный дар», побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Гипотеза Трудно представить, что такой самобытный и талантливый поэт, как Лермонтов, не создал ни одного любовного стихотворения, не написал ни одной строчки о своих трепетных чувствах и не адресовал эти послания тем, чьи имена навсегда остались в жизни и творчестве поэта Мы предположили, что такого не может быть, и решили исследовать проблему любви и дружбы в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова Собрав необходимый материал, мы обнаружили немало имён известных и неизвестных женщин, ставших адресатами любовной лирики поэта Среди них:
Александра-Осиповна Смирнова-Россет Екатерина Григорьевна Нечволодова Клинбенгерг Эмилия Александровна Мария Александровна Щербатова Надежда Петровна и Аграфена Петровна Верзилины Екатерина Григорьевна Быховец А.М. Верещагина Графиня Е.П. Ростопчина
Мы попытались перелистать страницы творчества М.Ю. Лермонтова, связанные с именами самых известных в его жизни женщин, и раскрыть основные мотивы любовной лирики поэта Екатерина Сушкова Душа юного поэта была открыта для любви, искала её, не страшась ошибиться и не боясь расплаты за свою открытость. Душа Лермонтова, редко знавшего счастье, наполняется «горечью обманутых надежд»: У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви Слезами горькими, с тоскою. Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! «Нищий», 1830 г. Но Лермонтов никогда не забывал своих чувств. Их отголоски тревожили его всю жизнь. В романе «Герой нашего времени», написанном почти 10 лет спустя, есть упоминание об этой странной любви поэта, окончившейся враждой.
Наталия Фёдоровна Иванова С Натальей Ивановой он познакомился ещё в начале 1830 года. Отношение поэта к этой девушке иное, чем к Сушковой. Она – поверенная. Он верит ей, с нею делится мечтами и тревогами и самой главной своей мукой – стихами. От неё ждёт приговора о самом для него важном – о своём творчестве. Вот отрывок из стихотворения, написанного после первых же встреч с ней: Я, веруя твоим словам, Глубоко в сердце погрузился, Однако же нашел я там, Что ум мой не по пустякам К чему-то тайному стремится. Тревожное признание. Значит, в самом начале этого ещё не разгоревшегося чувства между ними легко непонимание.. Он безоглядно любит – впервые чистой, ничем не омрачённой любовью, упивается своим коротким счастьем. Лермонтов пишет:...И ты мой ангел, ты Со мною не умрешь: моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь, С моим названьем станут повторять Твоё: на что им мертвых разлучать. Горечь, обида, недоуменье, самоотверженность, боль, мрак забвения, мрак забвения. Драма закончилась. То, что молодой Лермонтов пережил за эти два года (1830 и 1831), было испытанием стойкости его мечты, которая не хочет идти на проигрыш в столкновении с неудачами и потерями. После обманчивых снов ждала поэта любовь, против которой бессильна была ревность, которая не оставляла в разлуке и уходила из его жизни только вместе с жизнью. Эта любовь оказалась трагической. Но такую и искал трагический поэт.
Варвара Лопухина Ушедший, казалось бы, образ изменницы всё ещё терзает душу, память тревожит, отравляет радостные минуты. Он не верит в возможность счастья, в возможность душевного возрождения. На немые вопросы Вари поэт отвечает: Оставь напрасные заботы, Не обнажай минувших дней, В них не откроешь ничего ты, За что б меня любить сильней! Но её любовь – залог будущего счастья, она верит в это. Только маленькая, хрупкая Варенька сможет вполне понять большую, открытую для добра и такую несчастную душу Лермонтова. Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная Она не гордой красотою Пленяет юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых. И стан её не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле не признает. В сердце Лермонтова боролись ревность и любовь, и может быть, хотелось: пусть ревность заглушит любовь Все оставшиеся годы жили в душе Лермонтова мучительное, гложущее раскаяние, горькое чувство возможного, близкого, но так и не достигнутого счастья. Счастье, ревность, ошибки, заблуждения – всё в прошлом. В настоящем – только любовь и вина.
Любовь, поэзию, - но вас Забыть мне было невозможно. Старинный барский дом С полуразрушенной теплицей... И сад за дремлющим прудом. М.Ю. Лермонтов Место удивительное, завораживающее своей красотой и поэтичностью. Это – признанный образец садово-паркового и усадебного зодчества XVIII века, хранящий в своем ансамбле четыре эпохи расцвета русского классицизма, золотого века русских усадеб.
У каждого – свой Лермонтов Поэт писал свои стихи о любви не для печати. Это – его дневник, в котором отразилась его «странная», чуткая и очень ранимая душа, счастливые взлёты чувства, горькие падения, разочарования. Перед собой Лермонтов никогда не лицемерил, не лгал, не старался обелить или приукрасить себя в своих стихах. Порой признания давались тяжёлой ценой – не каждый решится на такую честность и откровенность с собой. Лермонтов – очень разный, и в то же время очень цельный. Кому-то ближе Лермонтов – автор «Демона» – мятежный, яростный, гневный, а кому-то страдающий, одинокий человек, в 26 лет отравленный ядом тоски и неверия. У каждого – свой Лермонтов.
Вывод Любовная лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи, в которых переданы трепетные чувства любви к прекрасным женщинам XIX века.
Итоги исследования 1.Исследовательская деятельность позволила нам расширить своё представление о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. 2. Поиск необходимого материала дал возможность познакомиться с неизвестными страницами биографии поэта. 3. Знакомство с любовной лирикой открыло нам имена прекрасных современниц Лермонтова, которые оставили в сердце поэта неизгладимый след. 4. В результате мы получили первоначальные навыки построения исследования как попытки осмысления научных первоисточников.
Литература М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989 Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки. М., 1977 Виноградов И.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М., Чекалин С.В. Знакомясь с биографией поэта. Издательство «Знание», Москва, 1991