Влияние волшебных русских народных сказок на сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская работа "Сказки А.С.Пушкина"
Advertisements

Пушкинская сказка - прямая наследница сказки народной. С.Я.Маршак.
МБОУ Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М. Чиркова Алёна Павловна Урок литературного чтения +технология.
Сохнина Валентина Николаевна МБОУ «ООШ17» Урок литературного чтения.
«В волшебном Лукоморье». Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди Сказка о.
Литературное чтение 4 класс. Пушкин Александр Сергеевич.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 6 г.Вольска Саратовской области» Урок литературного чтения.
Сказка « Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»: пушкинский набросок «Сказки о царе Салтане» или народная сказка? МОУ Пречистенская СОШ Учащиеся.
Сказки А.С.Пушкина. Викторина по литературе. 5 класс. Комарова Светлана Константиновна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ 7 Тверская обл. Г.Вышний.
Литературная викторина «Сказки А.С. Пушкина». 4 класс.
Сказка л ожь, д а в н ей намёк ! Добрым м олодцам у рок.
Что за прелесть эти сказки…. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»
«Сказка ложь, да в ней намёк…» Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.
Сказки А. С. Пушкина – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительными сказочными.
Викторина по сказкам А.С.Пушкина тур
Сказки А.С.Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о золотом петушке Сказка о золотом петушке Сказка о попе и работнике его Балде.
Александр Сергеевич Пушкин. А.С.Пушкин родился в 1799 году.
« Что за прелесть эти сказки ! Каждая есть поэма !» А. С. Пушкин.
Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал? «Чего тебе надобно, старче?" – "Смилуйся, государыня рыбка!..,"
Цыремпилова Галина Александровна МБОУ Бичурская СОШ 4 Учитель начальных классов Литературное чтение 3 класс.
Транксрипт:

Влияние волшебных русских народных сказок на сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Объект исследования: Волшебная Волшебная сказка сказка

Предмет исследования: Сюжетное сходство сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и русских народных сказок.

Гипотеза: Сказки Пушкин создавал сам, сочиняя и фантазируя.

Цель работы: Исследование влияния русских народных сказок на творчество А.С.Пушкина.

Задачи: 1.Изучить сюжет сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; 2. Изучить сюжет волшебных русских народных сказок -«Чудесные сыновья», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре»; 3. Выявить сходство сказки Пушкина и русских народных сказок (исследовать смысловые части сказок, речевые обороты, характеры и поступки героев); 4.Провести анкетирование и эксперимент с целью подтвердить (опровергнуть) выдвинутую гипотезу.

Методы исследования: 1. Анализ литературного материала по теме исследования; 2. Анализ сюжетов волшебных русских народных сказок и сказки А.С.Пушкина; 3.Анкетирование; 4.Эксперимент: иллюстрирование сказки Пушкина и народных сказок. Сравнение иллюстраций к сказкам.

Анализ сказок: 1.Зачины сказок. 2.Развитие сюжета. 3. Кульминация. 4. Развязка. 5. Концовка.

Сопоставление элементов сказок А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….» Русская народная сказка «Чудесные сыновья» Русская народная сказка « По колено ноги в золоте, по локти руки в серебре» Начало Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Большая сестра.. Другая сестра.. Меньшая сестра, я бы родила ему девять сыновей… Сюжетный ряд Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку Его жена родила котенка…., щенка…, обрубок дерева.. Приезжает Иван- царевич домой; ему тотчас объявили, что твоя-де царевна родила трех щенят... Одинаковые события И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в океан- посадить королевну с ее детищем в бочку, засмолить и пустить по морю… Посадили царевну вместе с сыном в бочку, заколотили, засмолили и бросили в океан- море широкое… Превращения главных героев в муху князь оборотился, Полетел и опустился Между моря и небес На корабль- и в щель залез королевнин сын, обернулся мухою, полетел и сел на корабль… Концовка Я там был; мед пиво пил - и усы лишь обмочил. Я там был, пиво и вино пил, по усу текло, а в рот не попало.

Знатоки сказок: 23 ученика 4 Б, прочитав сказку Пушкина,ответили на следующие вопросы: Знаешь ли ты еще сказки, похожие на данную сказку? Знаешь ли ты еще сказки, похожие на данную сказку? Как ты думаешь, А.С.Пушкин сам придумал сюжет сказки? Как ты думаешь, А.С.Пушкин сам придумал сюжет сказки?

Результат: –Учащиеся 4 Б класса не читали сказок, похожих на сказку Пушкина; –21 ученик был уверен, что сюжеты своих сказок Пушкин придумывал сам; –2 человека решили, что сюжеты своих произведений Пушкин услышал от Арины Родионовны.

Затем, детям были представлены русские народные сказки и заданы вопросы: Знаешь ли ты сказки, похожие на рассматриваемые нами? Как ты думаешь теперь, Пушкин сам придумал сюжет своей сказки, или нет? Что нового,или интересного открыл ты для себя при чтении этих сказок?

Результат: 17 человек назвали сказку А.С.Пушкина 17 человек назвали сказку А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…»,остальные не знают сказок похожих на эти народные сказки; « Сказка о царе Салтане…»,остальные не знают сказок похожих на эти народные сказки; 1 ученик уверен, что Пушкин сочинял свою сказку сам; 1 ученик уверен, что Пушкин сочинял свою сказку сам; 2 учащихся уверены, что Пушкин услышал от няни сюжет своей сказки «Сказка о царе Салтане…»; 2 учащихся уверены, что Пушкин услышал от няни сюжет своей сказки «Сказка о царе Салтане…»; 20 учеников уверены, что А.С.Пушкин и другие писатели используют в своем творчестве народные сказки. 20 учеников уверены, что А.С.Пушкин и другие писатели используют в своем творчестве народные сказки.

Рисуем сказки: Учащиеся 4 Б нарисовали одинаковые иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина и народным сказкам, отличающиеся незначительными деталями.

Сказка Пушкина Русская народная сказка

Выводы: Сказке А.С.Пушкина присуща народность, так как : 1.В сказке А.С.Пушкина сохранены принципы построения народной сказки; 2.Сказки имеют общий зачин, похожих главных героев, кульминацию, развязку, концовку; 3.Схожи поступки главных героев; 4.Схожи речевые обороты; 5.Сюжеты сказок перекликаются; 6.Герои сказок Пушкина являются собирательными образами героев народных сказок; 7.Но все же это авторская сказка, она не является абсолютно народной. Язык Пушкина, обороты речи и т.д.доказывают это.

В результате исследования мы опровергли нашу гипотезу о том, что А.С.Пушкин создавал сказки сам, сочиняя и фантазируя. В результате исследования мы опровергли нашу гипотезу о том, что А.С.Пушкин создавал сказки сам, сочиняя и фантазируя.