Работу выполнили : Петрусенко Ксюша, Худякова Лера, Калинина Оксана.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии [2]. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать Мэмдудэ, отец которой Зиннатулла сын Зайнельбашира так же, как и Гариф - мулла, учился в Кышкарском медресе. Зиннатулла служил муэдзином Кушлауче, а позже по просьбе жителей Училе пошел к ним муллой. [2]26 апреля1886 года Кушлауч Кушлавыч Казанского уезда Казанской губернии [2] муллой медресе муэдзином Кушлауче Училе [2]
Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте трёх лет стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново - Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. Ново - Татарской слободы Учили
В годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался [ нейтральность ? ] в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям ( действие поэмы « Шурале » происходит именно в этой деревне ) годах Кушлауч нейтральность ?
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Уральске медресе
Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале « Аль - Гаср аль - джадид » (« Новый век ») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А. Кольцова « Что ты спишь, мужичок ?», опубликованный в 1905 году под названием « Сон мужика ».1904 год Пушкина Лермонтова 1905 году
После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы « Фикер » ( Мысль ), « Аль - гаср аль - джадид » ( Новый век ), « Уклар » ( Стрелы ). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях. Уральске татарские газеты
В начале 1907 года Тукай покидает медресе « Мутыгия » ( Тухватуллиных ). Начинается его « вольная жизнь ». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение « Не уйдём !», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как « Шурале », « Пара лошадей », « Родной земле », написанные одновременно с « Не уйдём !», были посвящены теме Родины.1907 года Третьеиюньский переворот
Осенью 1907 года Тукай приезжает ( по сути, возвращается ) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты « Аль - Ислах » (« Реформа ») Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико - юмористическим журналам « Яшен » (« Молния »), « Ялт - юлт » (« Зарница »). Фатих Амирхан
К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково - публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно [ нейтральность ? ] выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как « Осенние ветры », « Гнёт », « Дача » (1911), « Чего не хватает сельскому люду ?» (1912), « Надежды народа …» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым ( ) и стихотворение, посвященное его памяти (« Светлой памяти Хусаина », 1912), ярко свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения « Светлой памяти Хусаина » и « Татарская молодежь » (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма1908 году нейтральность ? Хусаином Ямашевым
Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую « деревенскую идиллию », Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней (« Чего не хватает сельскому люду ?», « Гнет », « Возвращение в Казань »).
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья (« Дача », очерк « Маленькое путешествие »). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Астрахань Нариманом Наримановым
Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань Уфа Петербург. В Уфе он встречается с М. Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать Казань Уфа М. Гафури Троицк кумыс
Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть (« Первое мое дело после пробуждения », « По случаю юбилея » и др.). 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. « Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта », писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно - эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности. Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново - татарской слободы ( Казань ). Татарском кладбище Ново - татарской слободы ( Казань )