Основополагающий вопрос: Проблемы малых рек Тамбовской области. Творческое название: Река Сява Знаменского района. Автор: Леонтьев Владимир Валентинович, учитель географии МОУ «Дуплято- Масловская СОШ»
Вопрос учебной темы: Реки Тамбовской области. Учебный предмет: География. Участники: Учащиеся 11 класса.
Аннотация: Данный проект направлен на изучение и исследование проблем малых рек Тамбовской области (на примере р. Сява Знаменского района). В результате изучения проблем малых рек области и их исследования учащиеся должны попытаться определить проблемы, оказывающие существенное влияние на режим реки. В процессе создания данного проекта предполагается проведение учащимися исследования по заданной проблеме; также учащиеся приобретут навыки анализа текста, навыки работы с информационными ресурсами. Актуальность выбранной темы вызвана тем, что малые реки – это основная водная артерия, которая дает жизнь большим рекам. Следовательно, проблема рационального использования водных ресурсов малых рек и их охраны тем более актуальна в наше время, когда вследствие технического прогресса резко возросли масштабы хозяйственной деятельности и ее влиянии на все компоненты природной среды.
Дидактическая цель проекта: - Формирование компетентности в сфере самостоятельной познава- тельной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Методические задачи: изучить проблемы малых рек России; изучить физико-географические условия формирования малых рек на территории Тамбовской области; изучить физико-географические условия долины р. Сява; изучить историю освоения природных комплексов бассейна реки Сява; изучить современное экологическое состояние долины р. Сява.
Вопросы для самостоятельных исследований учащихся: Каким образом проблемы малых рек Тамбовской области влияют на режим крупных рек? Проведите собственные полевые исследования. Оцените современное экологическое состояние реки Сява.
Результаты представления исследований: Информационный буклет. Презентация учащихся. Дидактический материал.
Этапы и сроки проведения проекта: Этапы проведенияСроки проведения «Мозговой штурм».10 – 15 минут. Формирование групп.10 – 15 минут. Выбор творческого названия.20 минут. Обсуждение плана.30 минут. Самостоятельная работа групп.3 месяца. Подготовка презентации.3 часа.
Информационные ресурсы: 1. Барсук О.А. Малые реки России // География в школе – Большое село у Малой воды Вендров С.Л. Жизнь наших рек. Л., Гидро., – С Дудник Н.И. Природные ресурсы и ландшафты Тамбовской области. – Тамбов. – Дудник Н.И. Природа Тамбовского края. Тамбов. Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, с. 6. Каталог. Реки Тамбовской области Штепа Б. Реки малые – проблемы большие // Наука и жизнь – 1986.