Оценивать поступки, как « хорошие » или « плохие », разрешая моральные противоречия на основе : 1- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре ; 2- важности исполнения роли « хорошего ученика », важности учёбы и познания нового ; 3- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе ; 4- важности различения « красивого » и « некрасивого », потребности в « прекрасном » и отрицания « безобразного »; 5- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
ОСМЫСЛЕНИЕ 1. Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, 2. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми ( в т. ч. и самим собой ). САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе : - « что во мне хорошо, а что плохо », « что я хочу » ( цели, мотивы ), « что я могу » ( результаты ).
Осознавать себя гражданином России. Объяснять, что связывает тебя : - с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, - с земляками, народом, - с твоей Родиной, - со всеми людьми, - с природой ; - объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России ; - испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину ; - стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран ; - уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания ; - осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране.
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: - культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, - базовых российских гражданских ценностей, - общечеловеческих, гуманистических ценностей, - известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения, - сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам, - сопереживания чувствам других, отзывчивости к бедам всех живых существ. Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них.