Молодежные субкультуры Луганская К., Чербаева Н. Гимназия 77
Молодежная субкультура это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Молодежные субкультуры, создают собственную культуру, которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.
R`n`B Одежда:R&B-ишники не носят «бейсболки», у них менее массивные украшения (кулоны, часы) и не мешковатая одежда.Джинсы с заниженной талией, часто узкие и «дырами», ремни с большой пряжкой (на пряжке свое имя), футболки и массивные очки, «боксерские» кеды или кроссовки
Представителей этой группы на данный момент большинство и они формируют общий образ субкультуры. Наиболее подвержены воздействию маркетинга и рекламы коммерческих компаний. В основном барьером для вступления в их ряды служит уровень доходов, т.к. одежда и украшения, а так же посещение развлекательных учреждений требует больших расходов. В основной в среде R&B-ишников присутствует т.н. «золотая молодежь» дети обеспеченных родителей. Они очень подвержены веяньям моды и легко покидают данную субкультуру, переходя в другие. Слушают то, что модно на данный момент и их мало интересует история субкультура или биографии исполнителей.
Рэппер Одежда:Большинство рэпперов носят джинсы-»трубы» и плотные рубашки или спортивные футболки (хоккей или баскетбол), куртка-аляска, ювелирные украшения, стилизованные под рэп- культуру. Одежда больших размеров приветствуется. Есть 2 версии, почему это является частью моды: 1) Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным; 2) Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров.
Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость. Шапочки, «бейсболки», повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки все это обязательные «примочки» молодого рэпера. Украшениям уделяется отдельное внимание. В настоящее время хип-хоп одежда это в первую очередь роскошь. Это очень дорогие вещи, как правило, из золота с обилием камней. Обязательность наличия подобных украшений вызвана тем, что в гетто афроамериканцы могли только одним способом демонстрировать свой «успех и значимость», а так как большая часть из них была малограмотна, то особое внимание уделялось драгоценностям. К тому же долгое влияние криминального мира на становление рэпа и то, что многие звезды состояли в бандах отразилось на рэп-моде.
Самая открытая и большая группа в субкультуре. Никаких требований к вступлению не выдвигает. «Одевайся, как рэпер, говори как рэпер и слушай рэп!» вот основные требования. В основном участниками данной группы являются школьники и студенты. Интересуются разными стилями рэпа и, как правило, знают историю своего стиля и биографии полюбившегося исполнителя. Могут формировать «фан-клубы».
У данной группы нет общих опознавательных знаков. Основа философии бэкпэкера это принципиальное отсутствие какой либо привязки к местности и готовность к путешествию. Есть пункт назначения, есть билеты туда и обратно. Пункт путешествия не важен. В остальном абсолютная свобода. Кроме любви к «некоммерческому» рэпу и к рэпу «золотого века» (90-е гг.) их характерный атрибут рюкзак за спиной (backpacking, то есть «рюкзак за спиной», или «все свое ношу с собой»). В данной среде принято критиковать и не воспринимать популярную музыку, все те композиции, которые можно услышать по ТВ или радио. Избегание предметов роскоши или элементов одежды, связанных с гангста-рэпом и r`n`b. Одежда:Кроссовки, одежда цвета хаки, куртка с капюшоном и другая одежда главное требование удобство для путешествий. Бэкпэкер
Очень активная, закрытая и наименьшая группа в субкультуре. Имеет свои ритуалы по принятию (например: наличие «неформальных поручителей» при приеме в свою среду) в ряды, требования к интеллектуальному уровню. Причем «бэкпэкеры» стоят на стыке двух субкультур музыкальной и туристической (напоминает чем-то субкультуру путешественников автостопом или как их еще называют «трассеры»). Часть из них увлекается рэпом и сильно влияет на сообщество рэпперов. Данный вид можно охарактеризовать как, «повзрослевших хиппи», получивших высшее образование.
В субкультуре хип-хопа есть группа людей, которые не слушают рэп, не танцуют брэйк и не рисуют граффити. Их интересует только стиль одежды рэперов. Их называют «бэггеры» («baggyers», «baggyboys», «baggy» широкие штаны, «boy» парень). Бэггер Одежда:«Бэггер» предпочитает просторные спортивные штаны и аккуратно заправляет штанины в высокие кроссовки или вставляет на концах штанин резинки, а за его плечами всегда болтается капюшон «кенгурушки» (куртка с капюшоном). Одежда рядового «бэггера» это мягкая широченная футболка с капюшоном и лёгкие просторные спортивные или камуфляжные штаны. В отличие от «рэперов», края штанин и рукава которых болтаются и пачкаются, у «бэггеров» штанины и рукава непременно заканчиваются резинкой или манжетой. В среде бэггеров не принято употребление спиртного и курение.
Достаточно большая группа в субкультуре рэперов. Требований к вступлению в свою группу не выдвигают, в основном упор делается на общение и соблюдение требование своей моды.
Подростки, составившие группы модов, были выходцами из семей относительно квалифицированных слоев рабочего класса. Значительная часть подростков после окончания школы или заняли места низкооплачиваемых служащих, или освоили рабочие специальности, требующие относительно высокого уровня подготовленности. Весьма скромное положение, реального мода контрастировало с образом идеального. В воображении подростков неделя идеального мода должна была складываться исключительно из посещений шикарных, дорогих и престижных баров, ресторанов, клубов, магазинов и т.п. Подобный "идеальный" образ жизни был доступен очень немногим, а для абсолютного большинства это была лишь мечта. МОД
Четыре группы или типа модов: 1) в джинсах, грубых рабочих башмаках (агрессивный стиль, впоследствии давший начало БРИТОГОЛОВЫМ); 2) владельцы мотороллеров, в джинсах и куртках с капюшонами 3) основная группа - в костюмах, аккуратные, в узких брюках, начищенных ботинках, в сопровождении элегантных чинных девушек с короткой стрижкой; 4) студенты, ученики художественных школ и т.д. Все основные атрибуты мод-стиля позволяли создать искусственный игровой мир, удовлетворявший потребительские устремления подростков. И все же мод, при всей своей активности, элегантный, несколько изнеженный, даже в чем-то феминизированный тип. В этой субкультуре девушки относительно самостоятельны и равноправны с юношами - все эти особенности стиля очень ярко выступают на фоне традиционной маскулинности рокеров и бритоголовых.
Тэдди-бойз - субкультура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е годы на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема. Эти первые послевоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с незаконченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должности или рабочие специальности, требующие высокой квалификации. Стремление во что бы то ни стало поддерживать свой мифический "высокий" статус приводило к конфликтам как между различными группами тэдов, так и с представителями других слоев общества. В частности, были столкновения с подростками из обеспеченных слоев, нападения на респектабельные молодежные клубы. Встречались нападения на иммигрантов. Тэдди-бойз
Одежда:И они просто копировали стиль поведения и одежды молодежи высших слоев общества. Типичный тэд носил пиджак свободного покроя с бархатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на резиновой платформе и галстук-шнурок. (При всей своей элегантности эти образы были все же маскулинными, т.е. мужскими;) прически удлиненные, с волосами, обрамляющими лицо. Девушки носили юбки выше колен и свитера с глухими горловинами, длинные и прямые волосы. Девушки-«моды» любили тяжелую косметику и неяркую помаду. Любимым развлечением стали скутеры (мотороллеры). При этом «Тэдди Бойз» отличались весьма хулиганским нравом: они сколачивали банды, разъезжавшие на мотороллерах, дрались с рокерами (водивших мотоциклы), громили витрины магазинов и пугали обывателей.
Бритоголовые (или скинхэдз) во многом схожи с рокерами. По социальному происхождению члены этой группы преимущественно из среды неквалифицированных рабочих, среди них много безработных, им свойствен низкий общеобразовательный и культурный уровень, многие из них из неполных и проблемных семей. Стиль бритоголовых – это большие грубые башмаки, подвернутые снизу джинсы, выбритые головы.
Группы бритоголовых были организованы по территориальному принципу - каждая группа имела свой участок, метила его специальными надписями, защищала от других групп. Такие участки обычно имели ключевые точки - место встреч, пивная и футбольная площадка. Футбол занимает особое место в субкультуре бритоголовых, прославившихся прежде всего беспорядками во время футбольных матчей. Футбол – это то, что сплачивает парней и как мужчин, и как «проживающих на одной территории». Бритоголовые в Англии вновь заявили о себе в конце 70-х - начале 80-х годов активными расистскими выступлениями и хулиганством во время футбольных матчей. Многие современные бритоголовые являются членами НЕОНАЦИСТСКИХ «Национального фронта» и «Британского движения». К бритоголовым вплотную примыкает субкультура «ФУТБОЛЬНЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ». По социальному составу футбольные хулиганы в основном из низших слоев рабочего класса. Для этой категории молодежи, как и для бритоголовых, агрессивное поведение, связанное с футбольными матчами является естественным содержанием принятого ими традиционного образа «настоящих мужчин».
бонхэды Движение «бонхэдов» переняла некоторые элементы моды «скинхэд- движения», такие как обувь, джинсы, подтяжки, прически и куртки (как правило, кожаные). Помимо этого в движении «бонхэдов» приветствуются различные нашивки с нацистскими свастиками и Отношение к татуировке у «бонхэдов» весьма навязчивое, как правило, они стараются их делать много и агрессивного фашистского характера. У неонацистов существует определение «врага» по моде (одежде и стилю), которого необходимо уничтожать. Согласно этой схеме необходимо искать и уничтожать «врага расы». У движения традиционного «скинхедов» такого «портрета» никогда не было и, скорее всего, не будет. У «красных скинхэдов» таким «врагом» является «бонхэд».
ПАНКИ Панки - последняя по времени появления крупная субкультура рабочей молодежи. Среди панков очень высок процент безработных, а также наиболее неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев. Появление панк-стиля - закономерная реакция части молодежи, оказавшейся в критическом положении. Пусть современный молодой безработный не испытывает наиболее тяжелых материальных лишений, но психологические последствия безработицы очень серьезны.
Панк-стиль во многом продолжил и усилил тенденции, проявившиеся уже у рокеров и бритоголовых. Низкий общеобразовательный и культурный уровень, традиционные маскулинные стереотипы, тесно связанные с агрессивным самоутверждением, однако, кроме этого, панк-стиль во многом строится именно как оппозиция традиционным моральным ценностям. Основное содержание панк-стиля - вызов, провокация, "шок-эффекты". Первоначально с этой целью использовался внешний вид - необычные прически и окраска волос, разностилье в одежде и демонстративное поведение. Со временем были найдены и более сильные приемы воздействия – через темы смерти, вампиризма, насилия. Панк-культура демонстрирует крайние варианты развития тех норм поведения, которые приняты в низших слоях, в том числе агрессивной маскулинности. Половая идентичность для панка во многом заменяет формы самоутверждения в профессиональной, семейной и прочих сферах.
Видное место в этой субкультуре занимает рок-музыка (панк-рок). Необходимо отметить, что панк-рок сыграл ведущую роль в возникновении и распространении панк-культуры; само появление этого направления рок-музыки отразило особенности экономической ситуации середины 70-х годов. Темы их песен в большей степени затрагивали реальные проблемы; грамматические нормы и нормы произношения были приближены к разговорным. Слушатели стали спонтанно создавать самодельные журналы, освещавшие мир рок-музыки иначе, чем это делали коммерческие издания. Когда человек, особо не интересующийся панк-музыкой, слышит слово панк-рок, ему на ум обычно приходит название Sex Pistols и их лозунги типа "Нет будущего!" и "Я хочу разрушать!". Однако сегодня панк-движение это больше, чем пистолзовский нигилизм. Уже в конце 70-х многие панки перестали считать себя "потерянным поколением" и решили, что все же стоит попытаться что-то изменить. Анархия уже не понималась как тотальный хаос и бардак. Многие группы (начиная с Crass), всерьез заинтересовались теориями анархизма и коммунизма. Вскоре у движения появилось и крайне правое, расистское крыло. Большинство панков сразу выступили против расизма, многие группы стали использовать элементы черной музыки (ска, реггей). С тех пор борьба с расизмом стала для панков весьма важным занятием.
"готы" Молодые "готы" намного чаще наносят себе увечья или предпринимают попытки самоубийства, чем представители других молодежных течений, - выяснили шотландские ученые. Субкультура готов вышла из панка, но оказалась еще мрачнее. 53% опрошенных готов в возрасте лет намерено наносили себе порезы, 47% пытались покончить с собой. Результат был стабильным даже при учете других факторов: социального статуса, состава семьи, курения, употребления алкоголя и наркотиков и предыдущих депрессий. Учитывая, что из опрошенных к готам причислили себя всего 15 человек, ученые просят не делать огульных выводов. Поскольку большинство подростков наносили себе увечья до того, как присоединились к готам, вполне вероятно, что к этой субкультуре тяготеют люди со склонностью к саморазрушению. Вполне возможно также, что среди "готов" молодые люди получают социальную и эмоциональную поддержку, которая удерживает их от опрометчивых шагов. Гипотезы шотландцев может подтвердить или опровергнуть масштабное исследование.
Субкультура "готов" вышла из движения панков в 80-е годы прошлого века. Готы - это эстеты депрессии. Их привлекает все мрачное, зловещее, вампирически-мистическое, но изысканно и артистически обыгранное. Они упиваются собственной исключительностью и тем, что не вписываются в современный мир. Поклоняются всему, что связано со смертью. "Стандартный" (если можно так сказать о мрачных индивидуалистах) внешний вид гота, независимо от пола, демонстрирует американский рокер Мэрилин Мэнсон (кстати, любимчик готов). Готы предпочитают носить черное или темные цвета, красить волосы и ногти, иногда и губы в черный цвет, выбривать виски и подводить глаза. Некоторые готы постоянно носят черно- красный вампирский грим, растиражированный голливудовскими фильмами о вампирах
Движение хиппи зародилось в 60-х годах в США, и если более точно – в штате Калифорния, и очень быстро распространилось на весь мир. Хиппи в свое время эволюционировали из битников - субкультуры среднего класса, которые оказывают более длительное влияние на жизнь своих членов, более четко определяют свои ценности и формируют альтернативные стили жизни и институты (совместное воспитание детей, свободные школы, эксперименты в экологии, медицине и т.д.) Важнейшая особенность этих субкультур – это наличие выраженной в словах идеологии. ХИППИ
Основные элементы стиля, или если угодно, мировозрения хиппи, это: 1.Пацифизм (миролюбие и ненасилие) – один из главных аспектов идеологии хиппи, отсюда-то и их аполитичность, игнорирование власти, так как именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать 2.Для них очень важно саморазвитие, а индивидуализм - как реакция на обезличенность массового общества 3.Как уже было замечено выше, им характерен отход от формальных социальных институтов, неудовлетворенность ими 4.Поиск глубокого духовного удовлетворения (в творческой работе). При выборе работы, критерием является ее творческий характер, а не оплата 5.Сознательное упрощение, т.е. сознательно переходят от обеспеченности к нищете 6.И как большая часть молодежи с ее бунтарским характером, протестуют против упорядоченности, стандартизации жизни, а жить нужно только сегодняшним днем.
Среди наиболее ярких особенностей субкультуры хиппи - употребление наркотиков, сексуальные эксперименты, коммуны, фестивали, путешествия (они обожают путешествовать как по стране, так и за рубежом, обычно автостопом). Число употребляемых наркотиков увеличивается вместе с частотой ситуаций употребления, чаще встречается полинаркомания. В сфере сексуальных отношений у хиппи - терпимость к добрачным и внебрачным связям, иногда полигамные (групповые) отношения, терпимость к гомо- и бисексуальности. Кстати, говорят, что именно хипповская идея «свободной любви» стала толчком к сексуальной революции в х. Совместное проживание (коммуны) - отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается. Коммунальная жизнь хиппи имеет множество вариантов, отличающихся характером сексуальных отношений, употреблением наркотиков, участием в общественном производстве и т.д.