Живопись XVIII века. От парусины к портрету.
В средневековой культуре не было светского изоискусства, оно носило культовый характер и было представлено иконописью.
С 1706 г. Пётр I начал отправлять живописцев заграницу для обучения европейским художественным традициям, положив начало заграничной стажировке пенсионеров. Живопись XVIII века была представлена новыми жанрами: портретом, историческими и батальными композициями, гравюрами. Люди изображаются активными, энергичными, внимание художников сосредоточено на лице как источнике информации. Живопись барокко использует масляные краски: у художников больше возможностей в передаче световых и цветовых вариантов.
Среди первых пенсионеров были: братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев, Михаил Захаров. Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. Показан внутренний мир героев, поэтический образ семейного союза, основанного на любви и добродетели. Красота и простота основные черты портрета.
Алексей Антропов – матер камерного портрета. Особенно удавались старые лица, в портретах которых он сохранил реалистические черты пережитых чувств и страстей. Для изображения одежды использовал стиль барокко. Автопортрет Портрет Т.А. ТрубецкойПортрет М.А. Румянцевой Портрет А.В. Бутурлиной
Антон Лосенко – первый русский исторический живописец. Для его картин характерны театральная условность и искренность чувств героев. Владимир и Рогнеда г. Владимир просит прощение у дочери полоцкого князя за лихость, жестокость и насилие. Прощание Гектора с Андромахой г. Многофигурная композиция в классическом стиле.
Григорий Угрюмов – исторический живописец, его творчеству характерна историческая достоверность. Его картины иллюстрируют развитие принципов классицизма в изобразительном искусстве. Испытание силы Яна Усмаря г. Взятие Казани г.
Многие художники XVIII века были крепостными, поэтому их имена нам неизвестны. Иван Аргунов – художник-портретист, крепостной графа Шереметьева. Портрет Екатерины II г. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме г.
Широкое распространение получила гравюра, существовала как самостоятельное произведение или книжная иллюстрация.
В 1757 году в Санкт-Петербурге открылась Академия трёх знатнейших художеств. Середина XVIII века – расцвет классической живописи. Складываются индивидуальные стили художников – портретистов.
Фёдор Степанович Рокотов (1735 – 1808) – художник – портретист. В его работах привлекает красота внутреннего мира человека. Портрет А.П. Струйской 1772 г. Портрет И.И. Воронцова 1770 г.
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822) – художник – портретист, создал новый тип парадного портрета для украшения интерьеров дворцов и государственных учреждений. Портрет А.Ф. Кокоринова 1769 г. Портрет Г.И. Алымовой 1776 г.
Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) - последний живописец века Просвещения, в своём творчестве развивал черты нового направления в искусстве – сентиментализма. Портрет М.И. Лопухиной 1797 г. Портрет вице-канцлера князя А.Б. Куракина 1802 г.
Особенностью искусства эпохи Просвещения является его связь со сложной и богатой общественной жизнью России, освоение европейских живописных моделей и рождение национальной светской живописи.