Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений.
Advertisements

Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Аспекты устного и письменного общения: аудирование, чтение, письмо, говорение.
Презентация Веременко Н.П. к выступлению на методическом совете учителей Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках.
Вербальные средства коммуникации. Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения.
Речевая коммуникация к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Активное слушание. Конспектирование лекций.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Вербальные средства коммуникации
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Виды работ по подготовке учащихся 5-9 классов к новой форме итоговой аттестации в 9 классе.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Виды речевой деятельности Выполнила: Бакенова Айгерим.
Вербальные и невербальные средства коммуникации
Руководитель: Голощапова Наталья Алексеевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 11 «Вишенка»
Транксрипт:

Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности.

Структура речевого акта –говорящий; –адресат; –исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих); –цель сообщения; –развитие сообщения (внутренняя организация сообщения); –контекст и ситуация общения; –межличностные отношения участников общения.

Классификация речевых актов –информативные речевые акты (сообщения); –предписывающие речевые акты; –речевые акты принятия обязательств; –речевые акты, выражающие психологические состояния; –декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).

Единицы общения Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения. Дискурсом называют текст в совокупности с экстралингвистическими характеристиками акта общения, т.е. текст, взятый в событийном аспекте. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.

Формы речи Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

Виды речи –говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; –слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; –письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; –чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Говорение Техника речи Фонация (речевое дыхание) Голос (правильные навыки голосообразования) Дикция (степень отчетливости произношения)

Дикция Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука. Степень отчетливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи. Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.

Слушание этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки этап смысловой интерпретации

Для чего необходимо слушать? –Получение информации. –Развлечение. –Воодушевление. –Анализ фактов и идей. –Улучшение собственной речи.

Факторы эффективного слушания –Отношение слушателей. –Интерес слушателей. –Мотивация слушателей. –Эмоциональное состояние.

Как слушать? 1)умение концентрироваться; 2) умение анализировать содержание; 3)умение слушать критически; 4)умение конспектировать.

Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приемы: –Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи. –Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет ее развивать. –Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.

Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста. Умение анализировать опирается на следующие приемы: –определение цели речи; –определение композиции речи; –определение главной темы речи; –определение главных идей оратора; –определение форм аргументации; –определение форм резюмирования и заключительных выводов.

Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия: –Связывайте то, что говорит выступающий, с собственным опытом. –Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. –Анализируйте и оценивайте то, что услышали.

Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления

При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов: –Используйте короткие предложения и абзацы. –Записывайте только важные положения и фактический материал. –Используйте сокращения и символы. –Делайте разборчивые записи. –Подчеркивайте важные идеи. –Периодически просматривайте записи.

Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных жанров, которые необходимы человеку в работе.

Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют: –фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного; –движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой; –поле зрения - участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

Жанры речи Полилог Диалог Монолог

Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.

Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

Текст как единица речи Текст - объединенная смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.

Типы текстов Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путем перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи. Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации. Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

Жанры текстов текст-ретроспекция текст-побуждение оценочный текст контактоустанавливающий текст

В разговорной речи текстами- побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание

В деловой речи - приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание.

В публицистической речи - призыв, совет, рекомендация.

Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет.

Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии.

Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления, рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма-предложения о сотрудничестве.