Психологическая подготовка к ЕГЭ: проблемы и перспективы Чибисова М.Ю. канд. психол.наук доцент МГППУ
Что такое ЕГЭ? Измерительный инструмент, показывающий качество усвоения знаний Образовательный стандарт, формулирующий требования к выпускникам
ЕГЭ в образовательном пространстве: Методические особенности: Методический разрыв между требованиями ЕГЭ и реальной школьной практикой Приоритет не знаниевых, а деятельностных компетенций Особенности восприятия: Восприятие ЕГЭ как проблемы, а не как педагогической задачи Восприятие ЕГЭ как чужеродного феномена «Мифология» ЕГЭ
Психологическая готовность выпускника к сдаче Единого государственного экзамена - сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ - интегральный результат работы школы. Формирование всех ее компонентов невозможно в течение последнего года обучения в школе
Познавательный компонент - сформированность учебной деятельности и навыков самоорганизации. Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень организации деятельности. Высокая и устойчивая работоспособность. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Четкость и структурированность мышления, комбинаторность Сформированность внутреннего плана действий В наименьшей степени поддается экстренной коррекции!
Личностный компонент - наличие у выпускника определенной личностно- смысловой позиции, позволяющей осознанно выстроить стратегию деятельности на экзамене Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ, отсутствие нереалистической «мифологии» Самооценка – умение адекватно оценить свои знания, умения, способности Самостоятельность мышления и действия, способность к самоопределению Оптимальный уровень тревоги
Процессуальный компонент - готовность выпускника к процедуре экзамена Знакомство с процедурой экзамена Навык работы с тестовыми материалами Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми Владение способами управления своим состоянием (релаксация) Данный компонент максимально технологичен и в максимальной степени подается коррекции.
Основная цель психологической подготовки выпускников к ЕГЭ - «скорая помощь» на основе уже сформированных навыков и функций Частные цели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ: Знакомство с процедурой ЕГЭ Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене
Стратегии деятельности психолога при подготовке к ЕГЭ: Ресурсно-ориентированная стратегия - поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене. Технологически-ориентированная стратегия - освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника
Принципы взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса по проблеме подготовки к ЕГЭ - Распределение ответственности - Определение реалистичного результата работы - Осознание «мифологии ЕГЭ» и формирование конструктивного восприятия данной формы экзамена