Наш XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин А.С.Пушкин
План урока 1.Историческая эпоха. Реформы Петра I. 2.Новая русская литература. 3.Понятие о классицизме.
Историческая эпоха
Реформы Петра I
«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.» А.Н.Толстой
Дворянство Кто такой дворянин? Каковы обязанности дворянина? Как вы думаете, почему именно в XVIII веке появилось новое сословие – дворянство?
Новая русская литература Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания. О.Проскурин
XVIII век Традиции Древнерусская литература Западноевропейская литература Русский фольклор Античная литература Новаторство Обличение пороков Герой – русский, православный человек Новая русская сатира, драма, проза Идеи государственности и просвещения
Писатели XVIII века Д.И.Фонвизин Г.Р.Державин
Н.М.КарамзинА.Н.Радищев
Понятие о классицизме Классицизм Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. Литературное (художественное) направление Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.
Классицизм От лат. « classikus » От лат. « classikus » – образцовый Абсолютная монархия Франция – Людовик XIV (XVII в.) Россия – Пётр I (XVIII век) Воспитание человека в духе верности государству Культ разума, рационализм
Эстетические принципы 1.Принцип «подражания природе». 2.Ориентация на античное искусство.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.
Эстетические принципы 6.Строгая иерархия жанров.Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей».Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа».«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств».Правило «трёх единств».
Большой каменный театр. Б.Петерсон. 1806
г.Пушкин. Павильон Концертный зал. г.Пушкин. Камеронова галерея
Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1785
А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763
И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина е А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764
Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой. А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.
Жанры Высокие Средние Низкие трагедияодаэпопея научная поэзия элегияпослание комедиябаснясатира
Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно, И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след Они оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея. Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите. Никола Буало. Поэтическое искусство.
Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова ЖанрыЛексикаВысокиеСредниеНизкие Высокий: Высокий: церковносла- вянизмы + Редко, не нарушая стиля - Средний: Средний: общеупотре- бительные слова +++
ЖанрыЛексикаВысокиеСредниеНизкие Низкий : Низкий : разговорные, простонародные слова - ++
Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать. Никола Буало. Поэтическое искусство. Герои классицизма
Герои Идеальная героиня Герой- любовник Второй любовник (неудачник) Обманутый отец Служанка, помощница героини Резонёр (высказывает мнение автора) «Система амплуа»
Правило «трёх единств» Время – 1 день Место – 1 дом Действие – 1 конфликт
Одно событиесутки едином месте Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Н.Буало. Поэтическое искусство. Н.Буало. Поэтическое искусство.
Домашнее задание 1.Письменно ответить на вопросы: Чем для тебя оказался интересен 18-й век? Чем для тебя оказался интересен 18-й век? Что тебя удивило, заставило задуматься? Что тебя удивило, заставило задуматься? Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову? Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?