Тема урока: Глагол. Повторение. Цели урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.
Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! А.Югов
Лингвистическая сказка Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил... Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?
Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: «Мы обозначаем действие". Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащее, станет сказуемым - и пошел по дорожкам предложений.
Как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола. - Как изменяются глаголы? - Какие три времени есть у этой части речи? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Шутки - прибаутки Что хочется мальчикам? Мальчикам хочет ся драт ся, с утра и до ночи купат ся, в грязи поминутно валят ся и в разных железках копат ся. Что хочется девочкам? Хочет ся им наряжат ся, конфетами объедат ся, с подружками пошептат ся и в брошках-серёжках копат ся. ь ь ь ь ь ь ь ь
Послушаем сказку «Сила любви»! Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: " Не верю". Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь". Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!" И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".
«Автомобиль знаний» (Не)взял, (не)хочет, (не)пустить, (не)навидит, (не)было, (не)был, (не)равнять, (не)годовать, (не)слушать, (не)мог,(не)делал, (не)доумевал. «Погрузите» каждое слово в подходящий для него транспорт
В тетради Пети Двойкина Чем объяснить ошибки в употреблении глаголов в этих примерах? Исправьте предложения. Мы наметили посетить городской музей и вынести из него всё самое ценное, самое интересное. На каждого члена кружка «Юный техник» падает по пять-шесть моделей.
Отдохни! Петя мечтает …Если б мыло Приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло - Хорошо бы это было! Если б, скажем, Мне Волшебник Подарил такой учебник, Чтобы он бы Сам бы Мог Отвечать любой урок… Если б ручку мне в придачу, Чтоб могла Решить задачу, Написать диктант любой - Всё сама, Само собой! Если б книжки и тетрадки Научились быть в порядке, Знали все Свои места - Вот была бы красота! Вот бы жизнь тогда настала! Знай гуляй и отдыхай! Тут и мама б перестала Говорить, что я лентяй… Б. Заходер
Весёлые диалоги -Степан, ты спиш ? -Сплю, Иван! -А почему же ты со мной разговариваеш ? -Как ты не понимаеш ! Это я во сне. -Маша, ты боиш ся мышей? -Ну, вот ещё! -А почему ты визжиш, когда увидиш мышь? –Это я других предупреждаю, которые боятся! -Знаеш, я вчера чуть не заполучил такую рыбину…, такую огромную, тяжёлую! -И что? Не смог вытащить? -Понимаеш, денег не хватило… ь ь ь ь ьь ь ь
Задание для шустриков Какой частью речи являются выделенные слова? Коридор домой и иди домой. Топила печь и стала печь. Снежное покрывало все поле покрывало. Острая пила – пила молоко Стекло молоко – чистое стекло Рой пчёл – рой яму Стих ветер – выучи стих
Говорите правильно! Залезаю Звон и шь Положить Залезаешь Надеть на Одеть Хотите Включ и шь Хочешь Поезжай Облегч и шь Началс я Съезди Трите Зажжёшь Стрижёшь Трём
Сила русского глагола Грачи прилетели! И потекли сосульки, затрещал лёд, расползлись снега. Вот-вот зазеленеет земля, заголубеют воды, задымятся пашни. Грачи прилетели – весну принесли! Н.Сладков
Сила русского глагола Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
1). Кто умеет веселиться, (…) 2). Не плюй в колодец - (…) 3). Не надо хвалиться, (…) 4). Кто любит трудиться, (…) 5). Кто хочет от жизни толку добиться, (…) 6). Нечего тому страшиться, (…) 1) тот должен много трудиться. 2) который ничего не боится. 3) коли не знаешь, как рожь родится. 4) тому без дела не сидится. 5) того горе боится. 6) пригодится воды напиться. Найдите конец!
Назовите звукоподражательные глаголы: чирикать, лаять, блеять, кукарекать…
Вопросы - загадки В каком глаголе 100 отрицаний? В каком глаголе 100 букв Й? Форма какого глагола состоит из 100 букв Ю? Кто говорит на всех языках? Как превратить существительные воз, нос, пыл, быт, быль, пример?
Домашнее задание Составьте лингвистическую сказку 1) Рассказ о приключениях Глагола, потерявшего лицо. 2) Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе -ся. 3) Зачем Глаголу столько видов? 4) Как много времен у Глагола? 5) Бедный глагол! Век живи, век спрягайся! 6) Наклонение, привыкшее повелевать! 7) Это мечтательное наклонение. 8) Как виды Глагола делили чередующиеся гласные в корне.