О создании условий для реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов Зеленковская М.В., зам.директора по УВР МОУ СОШ 4
Требования к образовательным стандартам: Требования к структуре образовательных программ общеобразовательного учреждения; Требования к условиям реализации данных программ; Требования к результатам их усвоения.
Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно; Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ; Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе Федеральных государственных образовательных стандартов. (Закон РФ «Об образовании»)
Структура образовательной программы 1.Пояснительная записка 2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащегося 3. Базисный образовательный план начального общего образования 4. Программы учебных предметов и курсов 5. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) 6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 7. Система оценки достижения планируемых результатов
Внеурочная деятельность - это деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности. (ФГОС)
Направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное (проектная деятельность); патриотическое; общественно-полезная деятельность.
Мероприятия по организации внеурочной деятельности: Определить цели и задачи внеурочной деятельности, ее принципы, ознакомить весь коллектив со спецификой внеурочной деятельности. Заключить договоры между образовательными учреждениями по ресурсному взаимодействию. Большая роль отводится учреждениям дополнительного образования. Определить должностные обязанности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования. Составить программу внеурочной деятельности. Организовать психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности. Разработать систему мониторинга результатов внеурочной деятельности. Систематически повышать квалификацию специалистов, которые будут организовывать данную деятельность.
Объекты регламентирования учебно-материальной базы школы: Учебное оборудование; Учебно-наглядное оборудование; Оснащение учебных кабинетов; Оснащение административных помещений.
Большая роль информационно- коммуникативных технологий!
Гигиенические требования к организации образовательной среды к школьному зданию, к участку школы, к воздушно-тепловому режиму, к водоснабжению и канализации, к освещению, к расстановке мебели, к организации учебного места, к учебным и книжным изданиям, к компьютерным средствам обучения, к школьным ранцам и сменной обуви, организации питания и медицинскому обслуживанию.
Отличительной чертой новых гигиенических требований - регламентируемый подход, т.е. в Федеральном государственном стандарте сформулированы требования к образовательной среде, которые должны обеспечить ее безопасность для здоровья детей, а вот способы достижения этого зависят от самой школы, ей предоставляется право выбора.
Информационно-образовательные ресурсы компоненты на бумажном носителе (традиционные учебные пособия: учебники, рабочие тетради, задачники, справочники, атласы и т.д.); компоненты на CD и DVD (электронные приложения к учебникам, тренажеры, контролеры, обучающие игры, справочники, атласы, наглядные пособия). Эти ресурсы обладают одним важнейшим свойством и тем самым резко отличаются от первых - интерактивность и большой объем информации, что позволяет более индивидуализировать процесс обучения, ускорить темп изучаемого материала, удовлетворить все возрастающие потребности учащихся; Интернет-среда (методическая поддержка учителя: программы, конструкторы уроков, Интернет-школы, Интернет-ИПК). Данная среда обладает еще большими возможностями, чем вторые ресурсы.
Каждому учителю - высокий уровень информационной культуры!
Высокие требования и к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной педагогической деятельности, обладающих определенным уровнем культуры и готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни!
Личностные ресурсы: мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности человека); инструментальные (освоенные универсальные способы деятельности); когнитивные (знания, умения и навыки ученика).
Планируемые результаты образования: личностные (как фактор развития мотивационных ресурсов учащихся); метапредметные (как фактор развития инструментальных ресурсов); предметные (как фактор развития когнитивных ресурсов).
Особенностей инновационной системы оценки сочетание внешней и внутренней оценки; комплексный подход к оценке результатов; использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации учащихся и неперсонифицированных - в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования; системно-деятельностный подход к оценке успешности усвоения основных образовательных программ; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представления данных; использование накопительной системы оценивания (портфолио), которая характеризует динамику индивидуальных достижений школьника.
Задача школы - обеспечение создания условий, что позволит реализовать одно из требований образовательной инициативы «Наша новая школа» - введение государственных образовательных стандартов второго поколения.