«Как появились названия на карте Омской области» Выполнила: Бобрикова Елена Артемовна 2 «А» класс МОУ «Гимназия 88» Руководитель: Курносенко Виктория Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Топонимы Тисульской земли Авторы работы: Артёмова Татьяна Костырина Валерия, учащиеся 8 класса МОУ Комсомольской средней общеобразовательной школы Руководитель:
Advertisements

исследовательская работа "Что мы знаем о реке Иртыш?"
МОУ «Байдарская основная общеобразовательная школа» Автор: Михайлов В.В. Научный руководитель: Михайлов В.Т год.
Происхождение фамилий. Значение фамилий моих одноклассников.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Иштанская средняя общеобразовательная школа» Кривошеинского района Микротопонимы окрестностей населенных.
Имя на карте и в истории России Презентацию к выступлению выполнила учитель начальных класов Третьякова Н.В уч.г.
Происхождение названий населенных пунктов Томской области Устюжанцева Катя, 4 «А» класс МОУ Гимназия 18.
Кривошеинский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Иштанская средняя общеобразовательная школа» История развития села Иштан в названиях.
Степень изученности темы: Сначала мы изучили теоретический материал о топонимах. Затем начали собирать топонимы. При выяснении происхождения топонимов.
Урок 3. Топонимы Воронежской области. Вспомните Что такое топонимы? Как они образуются? Чернавский мост в Воронеже.
Исследовательская работа: Почему у людей разные фамилии? Выполнила Бережная Анна, ученица 3 б класса. Руководитель Сопина Ольга Михайловна.
Происхождение топонимов «Белые Берега» и «Снежеть»
VII научно – практическая Конференция учащихся Заводского района г. Новокузнецка Секция географии Выполнила Дрожжина Дарья Васильевна МОУ «Средняя общеобразовательная.
Тайны географических названий Кольского полуострова Автор: Киселёв Григорий, ученик 3 класса А МОУ гимназия 2 г. Мурманска МОУ гимназия 2 г. Мурманска.
«Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». М. Горький МБОУ Усть-Таркская СОШ С. Усть-Тарка, Новосибирской области. Работу выполнили ученицы 8 «Б» класса.
Легенды как способ изучения истории и географии родного края Синица Алина 2 «Б» класс Алина 2 «Б» класс ГУ «Средняя школа 18 отдела образования г. Костаная»
«Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий. Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства.
Урок 2 ИМЯ ДОМА ТВОЕГО. Наша земля может рассказать нам невероятно много «Странная мысль, - заключит кто-то, - очередное красивое выражение, которых мы.
Исследовательская работа по топонимике. Руководитель : Мурзайкина Г. И. Работу выполнила : ученица 8 класса Спирина Ксения.
* Имена личные (антропонимы), *географические имена (топонимы), *собственные имена (клички животных - зоонимы), *названия рек, озёр (гидронимы), *названия.
Транксрипт:

«Как появились названия на карте Омской области» Выполнила: Бобрикова Елена Артемовна 2 «А» класс МОУ «Гимназия 88» Руководитель: Курносенко Виктория Ивановна

Гипотеза работы Цели, задачи и методы исследования Возник вопрос - почему названия на карте такие разные, одни понятны, а другие нет? Помочь понять откуда и когда возникло то или иное название поможет наука - ТОПОНИМИКА Цель исследования : Проанализировать происхождение географических названий на карте Омской области. Задачи исследования: Изучить географические названия на карте Омской области и литературу по теме. Сопоставить информацию, разделив названия по принципам их возникновения. Метод исследования : Наблюдение. Практическая работа с картой и чтение научно-познавательной литературы.

Обзор литературы Историей возникновения названий в Омской области занимались многие ученые-краеведы. Ответить на вопросы, возникшие перед работой помогли книги: Гвоздев Б.С. «Ключи от прошлого». Захарова И.В, Сергеева Н.А. «История Омской области». Кожухарь А.А., Большаник П.В., Балошенко В.И. «Занимательная география Омской области».

Работа с картой Работая с картой я выяснила, что названия можно разделить на русскоязычные и иноязычные РусскоязычныеИноязычные оз. Рыбьеоз. Тенис г. Калачинскг. Исилькуль с. Сосновкас. Васисс

I Древнейший слой К древнейшим топонимам смело можно отнести название Васисс. Корень сис или сыс, означал в кетском языке «вода» или «река», а часть слова вас, сейчас не найти ни в одном языке, и вероятно принадлежал народности которая проживала на территории нашей области ранее кетов.

Пересечение языковых слоев Раньше считалось, что «Иртыш» в переводе с татарского означает «роющий землю», но сегодня ученые считают, что в его названии есть более древние корни: арийский корень «ир» (сильный, бурный, стремительный) и кетское слово «цис» или «сес» - означающее «вода», «поток», «река».

II Тюркоязычный слой «Тенис» в тюркских языках означает «море» или «большое озеро». Это значение нашло свое отражение в названии озера, что в Крутинском районе. Рядом с озером Тенис, находится озеро Ик. Некоторые ученые предполагают, что его название происходит от татарского слова «ике» - «два», и скорее всего означает «второе», т.е. ставшее вторым, после отделения его от Салтаима.

III Русскоязычный слой В названиях русскоязычных поселений, нашли отражение и места, откуда приехали люди, например Полтавка, Черниговка, Азово; и имена или фамилии основателей - Ботвино, Гурово, Муромцево, Журавлевка; и географические объекты, рядом с которыми селились переселенцы - Сосновка.

Классификация названий Примеры географических названий I слой Древнейшие топонимы Ягыльях Васисс Иртыш II слой Тюркоязычные топонимы Исилькуль Тенис Иртыш и др. III слой Русскоязычные топонимы Полтавка Муромцево Сыропятское и др.

Легенды и предания в топонимике Интересно возникновение названия с. Сыропятское, что в Кормиловском районе. Несколько семей переселенцев, прибывших из России, двигались по правому берегу реки Оми к ранее выбранному ходоками месту, чтобы основать деревню. На их пути оказался залитый водой луг. Люди разулись. Когда перешли через луг, кто-то сказал: - Теперь мы все мокропятые, сыропятые. После этого те переселенцы стали называть себя в шутку сыропятыми. Так село и получило свое название.

Выводы: В результате работы подтвердилась гипотеза - местные названия зависят: от языка населения, времени проживания этих людей, т.е исторических особенностей края. Заключение: Топонимика – наука на стыке географии, истории и языкознания, сама еще достаточно молода и не дает однозначных ответов на многое вопросы. Но тем интереснее изучать ее, открывая для себя новые знания.