Эвристическая (сократическая) беседа как метод обучения
Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам (М. Н. Скаткин)
Функции эвристической беседы: 1)раскрытие пути поиска решения или доказательство истинности решения; 2)стимулирование поиска; 3)формирование умения учащихся строить систему рассуждений; 4)текущий контроль.
Структурные элементы эвристической беседы: 1.Вопросы учителя. 2.Ответы ученика. (1 вопрос + 1 ответ = 1 шаг беседы) (1 вопрос + 1 ответ = 1 шаг беседы) 3. Высказывания учителя в форме корректирующих замечаний, разъяснений типа: «покажи на карте…», «прочитай оба предложения и скажи…», «вспомните…», «опишите…», оценочные суждения, небольшие отвлечения (между шагами и внутри шага)
Признаки эвристической беседы: 1.Каждый вопрос – небольшая мыслительная задача. Каждый ответ – микропродукт, обладающий субъективной новизной. 2.Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий. 3.Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому. 4.Если учащийся не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно. 5.Ошибочные ответы ученика опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ученика.
Типы эвристической беседы по характеру искомого: Учащиеся не знают ни ответа, ни способа решения. Вначале ищут способ, а затем находят ответ. Учащиеся знают ответ. Решение сводится к мотивировке, доказательству ответа Учащиеся не знают ответа, но знают способ решения. Решение сводится к поиску ответа.
Типы эвристических бесед по месту в структуре урока: 1. Вводная (при актуализации опорных знаний). 2. Сообщающая: а) при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений; а) при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений; б) при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений; б) при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений; в) при анализе картины, схемы, иллюстрации, документа; в) при анализе картины, схемы, иллюстрации, документа; г) при коллективном сопоставлении событий, фактов, явлений. г) при коллективном сопоставлении событий, фактов, явлений. 3. Заключительная (с целью закрепления либо перехода к новому материалу, когда он является частным случаем уже изученного).
Место эвристической беседы на уроке зависит от: -уровня развития учащихся; -логической структуры учебного материала; -наличия достаточного запаса исходных знаний.
Этапы проведения эвристической беседы: 1.Организационно-подготовительный (логико-теоретический анализ материала, выстраивание шагов). 2.Исполнительский (создание познавательной напряженности, постановка искомого).
Приемы создания познавательной напряженности: 1)сопоставление фактов, событий; 2)практическая работа, демонстрация лабораторного опыта; 3)обобщение новых фактов; 4)создание фона трудностей и противоречий; 5)подведение учащихся к осознанию недостаточности своих знаний.
Способы постановки искомого: 1.Его может выдвинуть сам учитель. 2.К нему учащиеся приходят в ходе ситуации, созданной учителем. 3.Учащиеся усматривают искомое сами.
Условия успешного применения эвристической беседы: 1)вопросы должны быть посильными для учащихся и вызывать у учащихся познавательный интерес; вызывать у учащихся познавательный интерес; 2) степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли участие все учащиеся; 3) исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих учащихся; 4)диалог целесообразно чередовать с монологом преподавателя; 5)в процессе монолога учащимся сообщается определенный объем информации, на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы; 6) в конце беседы или какого-то ее этапа необходимо сделать выводы.