Повестка: 1. Что такое культура общения? (Теоретическая часть и практикум. Работа в группах.) Зам. директора Галёва Е.В. 2. Роль классного руководителя в разрешении конфликтов родителей с собственным ребёнком. Козлова Е.А. 3. Пути разрешения конфликтных ситуаций в классном коллективе учащихся подросткового возраста. Толстова А.А. 4. Техника педагогического общения в конфликтных ситуациях. Практикум. Школьный психолог Кириллова И.Г.
Основная цель: совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей; обучение технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями.
Что такое «культура общения»? Как можно охарактеризовать это понятие, из каких элементов оно состоит? ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА
Какие особенности и тенденции педагогического общения в нашей школе можно выделить? Применимо ли к нам понятие «культура общения»? ВТОРОЙ ЭТАП ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА
КОНФЛИКТ (от лат. сonflictus – столкновение) – это столкнове- ние противоположно направ- ленных целей, интересов, пози- ций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вы- зывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой.
В.А. Сухомлинский о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива».
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации Участники конфликтов имеют различный социальный статус Разница возраста и жизненного опыта участников конфликта Различное понимание событий и их причин участниками конфликта
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Стиль конкуренции или соперничества Стиль сотрудничества Стиль компромисса Стиль уклонения, избегания Стиль приспособления
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОБСУЖДЕНИЕ ТРЁХ СЮЖЕТОВ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ «педагог-педагог» «педагог-ученик» «педагог-родитель»
Вопросы и задания для анализа конфликтной ситуации: 1.Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации? 2.Основные причины возникшего конфликта и его содержание. 3.Личностная позиция педагога в возникшей ситуации (отношение к оппоненту), опишите реальные цели педагога во взаимодействии (чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и т.д.). 4.Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность…). 5.Смысл конфликта для каждого из его участников. 6.Варианты дальнейших отношений участников конфликта. 7.Какие действия, приёмы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление?
Специальная технология общения (по Д. Карнеги): 1.УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто её получает, и не обедняет тех, кто её даст! 2.Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. 3.Давайте чётко и искренне признавать хорошее в других. 4.Будьте сердечными в своём одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5.Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать. Г. Тейлор Г. Тейлор
невнимание к особенностям группы детей; неумение и нежелание учитывать в рабо- те с детьми индивидуальные особенности, игнорирование чувств ребёнка; отсутствие педагогического такта, этики или грубость со стороны педагога; неправильная стимуляция детей поощре- нием и наказанием; собственные частые негативные эмоцио- нальные состояния и отсутствие навыков саморегуляции и самоконтроля.
отсутствие мотивации и интереса к учению; низкий уровень воспитанности и низкий интеллект; отсутствие интереса к общественной жизни школы и класса; самоутверждающееся поведение; слабо развитый контроль над своими эмоциями, низкий уровень эмпатии.
1.Выбор стратегии поведения в конфликте. 2.Проведение психологического анализа ситуации. 3.Учёт индивидуальных психологических особенностей ребёнка. 4.Культура, этика общения. 5.Контроль собственного эмоционального состояния.
1.Формирование чувства «МЫ». 2.Обязательное установление личностного контакта с детьми. 3.Демонстрация собственной расположен-ности. 4.Постоянное проявление интереса к своим ученикам. 5.Оказание и просьба помощи. 6.Позитивное отношение педагога к личности учащихся и система приёмов поощрения. 7.Предъявление требований в сочетании с уважением к личности ребёнка.
1.В основе работы-действия и мероприятий, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. 2.Доверие к воспитательным возможностям родителей. 3.Педагогический такт, недопустимость неосто- рожного вмешательства в жизнь семьи. 4.Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребёнка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.