Использование современных педагогических технологий на уроках географии Блочно- модульная технология Информационные технологии Составитель : Виниченко Е.В. Учитель геогафии МОУ СОШ 8 г.Раменское
ТЕХНОЛО- ГИЯ ПЕРСПЕКТИВ НО- ОПЕРЕЖАЮ ЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛО- ГИЯ БЛОЧНО- МОДУЛЬНОГ О ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛО- ГИЯ ПРОБЛЕМ- НОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМА- ЦИОННЫЕ ТЕХНОЛО- ГИИ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛО- ГИИ МЕТОД ПРОЕКТОВ РЕЙТИНГО- ВЫЕ ТЕХНОЛО- ГИИ ТЕХНОЛО-ГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕС- КОГО МЫШЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули, где учитель выступает в качестве консультанта - координатора Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули, где учитель выступает в качестве консультанта - координатора Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; Использование на уроках модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей: активизация учебного процесса; активизация учебного процесса; повышение уровня усвоения изучаемого материала; повышение уровня усвоения изучаемого материала; мотивация учения; мотивация учения; развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке; развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке; развитие навыков сотрудничества и делового общения. развитие навыков сотрудничества и делового общения. способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их. способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое Модуль – это программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся
Модульная технология Модульная программа - Это программа деятельности для ученика по изучению определённой темы. Действия учителя при составлении МП следующие: 1) подробное изучение конкретного курса, всех разделов и тем в нём; 2) определение цели обучения для учащихся,(например :в результате работы над модулем необходимо изучить:...; определить...; повторить...; сравнить...; развить умения...; навыки... и т.д. 3) отбор учебного материала по содержанию; 4) определение приёмов учебной деятельности; 5) распределения содержания по урокам; 6) подбор дополнительной литературы для учащихся; 7) письменное составление МП; 8) подготовка необходимого количества копий МП. Модульный урок Его продолжительность 2 академических часа, но встречаются уроки и меньшей продолжительности. Действия учителя при составлении урока - модуля: 1) формулирование темы урока; 2) отбор учебного материала по содержанию; 3) определение интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения для учащихся на этом уроке; (например: в результате работы необходимо изучить...; определить...; повторить...; сравнить...; развить умения и навыки и т.д.) 4) распределения учебного содержания на логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели для каждого УЭ; 5) определение способов учебной деятельности учащихся; 6) отбор методов и форм деятельности учителя; 7) письменное составление модуля данного урока; 8) подготовка необходимого количества копий текста модуля;
Что включает в себя система действий учителя? Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ. Что включает в себя система действий учителя? Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия: 1. Четкая организация всего учебного процесса; 2. Постановка целей и задач обучения для всего блока; 3. Сочетание словесных, наглядных методов; 4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности; 5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль; 6. Вера учителя в способности ученика.
Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. 1-й модуль (1– 2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек. 2-й модуль (2–4 урока) – использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. 3-й модуль (1–2 урока) – предварительны й контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.). 4-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.
ПЛЮСЫ блочно- модульной технологии МИНУСЫ блочно- модульной технологии СОБСТВЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОЛЬШИЕ ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУ КОМФОРТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЛАБО УЧИТЫВАЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ РАБОТА НА УРОКЕ В ЛИЧНОМ ТЕМПЕ ВОЗМОЖНОСТЬ РАСКРЫТЬСЯ УЧИТЕЛЮ ДЕЛОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ НЕ ВЫСОКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОКОНТРОЛЯ СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ НЕСООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ ВСТРОИТЬ УРОК В ШКОЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ
Использование информационных технологий на уроках Цели ( по Селевко) Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Использование информационных технологий на уроках Информационно-коммуникационные технологии, наиболее часто используемые в учебно-воспитательном процессе: Знакомство в результате выполнения практической работы с элементами программы Excel. Работа с программой Power Point Использование электронных учебников в процессе обучения географии.
Уроки с использованием ИКТ Типы уроков по способу использования информационных технологий: уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор; уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет; уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет. Элементы ИКТ в учебном процессе : электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы, интерактивные конференции и конкурсы, материалы для дистанционного обучения, научно-исследовательские работы и проекты.
Знакомство в результате выполнения практической работы с элементами программы Excel Программа EXCEL позволяет сэкономить время и представить табличные результаты в графической форме. Одна из форм применения данной программы на уроках географии - построение графика хода температур в ходе проведения практической работы в 6 классе.
Работа с программой Power Point Компьютерная презентация Power Point – это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя Учитывается, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.
Работа с программой Power Point Использование презентации на уроках: 1.Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний: На экран выводятся проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом Создается игровая ситуация с использованием иллюстративного материала. 2. Уроки комбинированного типа: использование различных информационных объектов: изображения (слайды - это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы ), звуковые и видеофрагменты. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект.
Использование электронных учебников в процессе обучения географии. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств.