Песочная терапия и её возможности в логопедической практике индивидуальное занятие в старшей группе по автоматизации и дифференциации звуков Ш и С (часть 1) Автор: учитель-логопед Биглова Оксана Владимировна
все они …
развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; снимают мышечную напряжённость; совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; способствуют расширению словарного запаса; способствуют расширению словарного запаса; помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие; позволяют развивать фонематический слух и восприятие; способствуют развитию связной речи, лексико- грамматических представлений; способствуют развитию связной речи, лексико- грамматических представлений; помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом. повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.
Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике по звукопроизношению стать более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Тема: «Звуки Ш и С. Автоматизация и дифференциация» Цели: закреплять умение слышать и выделять звук [Ш] в потоке других звуков; закреплять умение слышать и выделять звук [Ш] в потоке других звуков; закреплять умение произносить звуки [С] и [Ш] изолированно, в слоге и в слове; закреплять умение произносить звуки [С] и [Ш] изолированно, в слоге и в слове; закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [С] и [Ш]; закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [С] и [Ш]; продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов; продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов; продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий; продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий; развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; развивать пространственное воображение; развивать пространственное воображение; воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка. воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование: песочница с сухим песком размером 100 х 140 х 8 см. листики, камешки, ракушки палочка, щёточка, валик, салфетки
Знакомство с правилами поведения в песочнице. в песочнице.
Развитие фонематического слуха и восприятия Задание: Если ты услышишь звук [Ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей. (логопед произносит соглас- ные звуки, ребёнок выполняет соответствующие движения).
Автоматизация изолированных звуков Задание: Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш».
Автоматизация и дифференциация звуков в слоге Задание: Из листочков построй дорожку на песке. Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску- ско-ска» и т.д. А теперь из камушков и ракушек построй дорожку на песке. Шагай по ней и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту- шта» и пр. (можно повторять слоги с оппозиционными звуками «сма-шма», «шка- ска», «сву-шву» и т.д.)
Задание: В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [С] и [Ш] произноси правильно. Разложи игрушки к картинкам - со звуком [С] к «насосу», со звуком [Ш] к «шарику». Автоматизация и дифференциация звуков в слове
Автоматизация и дифференциация звуков во фразе Задание: Из палочек, камешков, ракушек в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [С] (Соня, Саша, Света). Соня нарисовала воздушный шар /мышь/. Возьми палочку и нари- суй на песке справа вни- зу от Сони свой воздуш- ный шар /мышь/. Приду- май предложение про Соню и воздушный шар (Соня купила воздушный шар. Соня надула воздуш- ный шар. и т.д.)
Алтухова Н.Г., Научитесь слышать звуки. – Санкт-Петербург: Лань, Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – Москва: Учебная литература, Козионова Л.В. Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда.