Урок литературы в 6 классе Обобщение по сказке А. Н. Островского «Снегурочка» Окина Алтынай Нурмухамбетовна, учитель русского языка и литературы ГУ «Средняя общеобразовательная школа 6» г. Зыряновск, ВКО, РК
Цели урока: Обобщение и систематизация знаний о пьесе «Снегурочка»; Развитие устной монологической речи, навыков сценического мастерства; Формирование активной нравственной позиции, воспитание вдумчивого читателя.
«Снегурочка» - уникальное произведение литературы 19 века. «Снегурочка» - источник вдохновения для творческих натур.
«Снегурочка» - драматическое произведение, а значит предназначено для постановки на сценах театра. Инсценировка действия 4, последнего явления
Комментарий драматурга «Снегурочка» - драматическое произведение 19 века. Это время, когда в драме были живы правила «трех единств»: единства времени, места, действия. Время в пьесе – с марта по 30 июня (мы определили по описанию календарных обрядов Масленницы и Ярилина Дня). Все действие происходит в одном месте – царстве берендеев. Начало и конец действия связаны с образом Снегурочки – ее приходом и смертью. ИТАК, «Снегурочка» - классическое драматическое произведение.
«Снегурочка» - многожанровое, многослойное произведение (лирическая пьеса – сказка).
Комментарий историка Берендеи – кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 до конца 12 века. Берендеи выделились, очевидно, из племенного объединения огузов. Ко второй половине 11 века берендеи вместе с родственными тюрками и печенегами обосновались в южно-русских степях, вблизи Киевского и Переяславского княжеств, особенно в районе реки Роси. Около 1146 г образовалось племенное объединение, известное под названием черных клобуков ( в него вошли берендеи, тюрки, печенеги и др), ставшее вассалом Руси. В 12 веке начали зарождаться феодальные отношения, появились князья, знать, имелись города. В связи с нашествием монголо- татар в начале 13 века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды.
Комментарий литературоведа Давайте сравним образ Снегурочки Островского с образом из народной сказки «Снегурочка», из сказки «Снегурка и лиса» в обработке А.Н. Толстого. Есть сходство в описании внешности героинь, черт характера – боязливая, невеселая, предчувствовала беду. ИТАК, можно сделать вывод, в основе пьесы А. Н. Островского лежит русская народная сказка о Снегурочке.
«Снегурочка» - источник вдохновения для многих творческих натур. По мотивам «Снегурочки» создавались новые произведения искусства.
Комментарий кинокритика По мотивам весенней сказки А. Н. Островского создан мультфильм, который тоже носит название «Снегурочка». В нем использована музыка Н. А. Римского- Корсакова, авторами сценария выступили О. Леонидов, И. Иванов – Вано, А. Снежко- Блоцкая.
Комментарий музыкального критика Обращение к фантастике с особенной силой прозвучало в опере-сказке «Снегурочка». Композитор с восторгом отнесся к поэтической сказке А. Н. Островского. Опера появилась в 1882 году. «Не было для меня на свете, - писал Римский Корсаков, - лучшего сюжета, не было лучших поэтических бразов, чем Снегурочка, Лель, Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше … религии, чем поклонение Яриле – Солнцу…» В «Снегурочке» Н. А. Римский – Корсаков настолько глубоко проник в народную песенную стихию, что часть написанных им песен воспринималась некоторыми как заимствование – перенесение в оперу в первозданном виде народной музыки. Премьера состоялась 10 февраля 1882 года в Мариинском театре в Петербурге.
Комментарий искусствоведа На картине Васнецова, которая написана к пьесе Островского «Снегурочка», мы видим главную героиню. Здесь художник использовал два основных цвета: серый и черный, чем подчеркнул одиночество Снегурочки. По содержанию эта картина может считаться иллюстрацией к прологу пьесы.
В чем же сила «Снегурочки», почему она будоражила и будоражит человеческие умы, заставляет сжиматься сердце, блестеть глазам, будит желание жить, любить, вопреки концовке пьесы. Почему А. Н. Островский определил «Снегурочку» как пьесу, а не как трагедию.
ВЫВОД: Несмотря на печальный исход в конце звучат жизнеутверждающие ноты, потому что Ярило – солнце, а значит символ ЖИЗНИ, ВЕСЕЛЬЯ, ПЛОДОРОДИЯ, СИМВОЛ ЛЮБВИ.
Д\З Придумайте добрую сказку со счастливым концом