ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ Основные вопросы: 1. Предпосылки, исходные признаки и определение экономики. 2. Общая характеристика производства и воспроизводства. 3. Хозяйствование, экономический выбор и альтернативные издержки. 4. Экономическая наука и экономическая теория: объект и предмет исследования. 5. Функции экономической теории и методы исследования. 6. Эволюция предмета и основных направлений экономической теории. 1
Литература Экономика: Учебник для юристов /Под редакцией Д.В. Валового - М: Щит - М, 2001, 2002, Экономическая теория: Уч.д/вузов (ред.Николаева И.П.). Изд. 2-е, перераб.,доп. - М: ТК Велби /Проспект, Экономическая теория: Уч.д/вузов (Салихов Б.В.). Изд. 2-е,перераб.,доп. - М: ИТК Дашков и К°,
Потребности - нужда личности и общества в определенных благах. Благо - то, что удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. Виды потребностей: 1. Потребности в материальных средствах существования, или утилитарные потребности (в жизненно важных благах: пище, одежде, жилье и т. д.); 2. Интеллектуальные потребности, представляющие собой нужду личности и общества в знаниях и информации (образование и информационное обслуживание); 3. Социально-культурные потребности, представляющие собой нужду людей в соответствующих культурных ценностях, естественную тягу каждого человека к развивающему общению, исполнению определенных общественных обязанностей и т. д.; 4. Потребности в средствах созидательной деятельности, т.е. в специфических «промежуточных» благах, необходимых для создания новых благ, предназначенных для так называемого «конечного» потребления. 3
Ресурсы - имеющиеся у личности и общества возможности для создания требуемых для удовлетворения потребностей благ Классификация ресурсов: Природные ресурсы - собой естественные условия жизни и деятельности людей, а также запасы полезных ископаемых, выгодное географическое положение, климатический фактор, возможности развития транспортной системы. Природные ресурсы - собой естественные условия жизни и деятельности людей, а также запасы полезных ископаемых, выгодное географическое положение, климатический фактор, возможности развития транспортной системы. Людские ресурсы характеризуются численностью населения и его качественными параметрами: креативными (творческими) и предпринимательскими способностями, образовательно- квалификационным уровнем, опытом творчески- созидательной деятельности. Людские ресурсы характеризуются численностью населения и его качественными параметрами: креативными (творческими) и предпринимательскими способностями, образовательно- квалификационным уровнем, опытом творчески- созидательной деятельности. Производные материальные и духовно-интеллектуальные ресурсы представляют собой созданные и накопленные предыдущими поколениями объекты созидательной деятельности, а также информацию и духовные ценности, включая достижения культуры в широком смысле. Важнейшим элементом духовно-интеллектуальных ресурсов следует считать институциональные ресурсы, представляющие собой множество норм и правил, регулирующих взаимодействия людей в процессе создания и движения благ. Производные материальные и духовно-интеллектуальные ресурсы представляют собой созданные и накопленные предыдущими поколениями объекты созидательной деятельности, а также информацию и духовные ценности, включая достижения культуры в широком смысле. Важнейшим элементом духовно-интеллектуальных ресурсов следует считать институциональные ресурсы, представляющие собой множество норм и правил, регулирующих взаимодействия людей в процессе создания и движения благ. 4
Экономика представляет собой сферу человеческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс использования ограниченных ресурсов для создания жизненных благ, предназначенных для удовлетворения растущих потребностей личности и общества. Экономическая наука предстает как система знаний о закономерностях человеческой деятельности в сфере создания жизненных благ. 5
6
Производство это процесс воздействия человека на природу, а также на существующие продукты человеческой деятельности с целью создания материальных и нематериальных благ, необходимых для развития личности и общества. 7
Ресурсы, непосредственно участвующие в производственном процессе, принимают форму факторов производства, или производительных сил. Виды факторов производства: - личный, - вещественные; - невещественные. 8
Личный фактор производства представлен человеческим трудом и творчеством. Труд это сознательная, целенаправленная деятельность человека по созданию благ, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей. 9
Вещественные факторы производства представлены предметами и средствами труда и творчества. Предметы труда и творчества представляют собой определенные объекты природы, а также созданные на их основе материалы, на преобразование которых направлена человеческая деятельность. К предметам труда и творчества можно отнести полезные ископаемые, ранее накопленные и определенным образом материализованные знания, в форме, например, компьютеризированных банков данных и т. д. Средства труда и творчества предстают в форме ранее созданных продуктов деятельности, с помощью которых человек воздействует на предметы труда и творчества. К средствам труда и творчества можно отнести плодородные участки земли, оборудование предприятий, компьютеры и вычислительную технику, различного рода приспособления для научных исследований и т.д. 10
Невещественные факторы производства представлены организацией и управлением производством. Организация производства это объединение работников для создания определенных благ с помощью средств производства, определенной иерархической структуры управления, разделения труда и обязанностей Управление производством это регулирующее, координирующее и контролирующее воздействие управляющего субъекта (менеджера) на процесс создания благ в рамках производящей организации 11
Институты это формальные нормы и неформальные ограничения, регулирующие и координирующие общественные отношения Институты могут выступать в форме традиций и обычаев, юридических законов и подзаконных актов, распоряжений и указаний менеджера и др. Совокупность существующего технического уровня развития средств производства и связанных с этим организации и управления производством называется технологией производства. 12
Воспроизводство - постоянно возобновляющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления благ Распределение это определение доли и объема продукта, поступающего для потребления субъектам экономической деятельности. Обмен это фаза воспроизводства, на которой созданный продукт доставляется до субъектов экономической деятельности. Потребление это процесс непосредственного удовлетворения потребностей личности и общества. 13
14
Хозяйствование это система принимаемых и возобновляемых экономическими субъектами действий, направленных на выбор и принятие решений, обеспечивающих достижение воспроизводственных целей, это ведение, управление и руководство хозяйством, т.е. экономикой. Соотношение и соизмерение результатов с затратами называется эффективностью и выражается в показателе рентабельности, характеризующем уровень отдачи от затрат факторов производства. 15
Экономический выбор это выбор определенного варианта использования факторов производства с целью создания конкретных благ. Альтернативные издержки - доход, который мог бы быть получен при альтернативном производстве 16
17
Соотношение науки и теории Наука это система знаний о закономерностях и путях развития объективной реальности, либо отдельная отрасль таких знаний Наука это система знаний о закономерностях и путях развития объективной реальности, либо отдельная отрасль таких знаний Теория это высшая форма знания научной картины мира, система наиболее общих основных идей в той или иной отрасли познания Теория это высшая форма знания научной картины мира, система наиболее общих основных идей в той или иной отрасли познания 18
Экономическая наука Объектом экономической науки служит вся сфера человеческой деятельности по созданию и использованию требуемых личности и обществу благ Предметом экономической науки выступает хозяйствование, осуществляемое в условиях рационального экономического выбора и отражающее взаимосвязь потребностей и ресурсов 19
Экономическая теория Объектом экономической теории являются не все, а наиболее существенные связи, присущие различным экономическим процессам Объектом экономической теории являются не все, а наиболее существенные связи, присущие различным экономическим процессам Предметом экономической теории является исследование отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, а также обоснование оптимальных способов использования ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества Предметом экономической теории является исследование отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, а также обоснование оптимальных способов использования ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества 20
Функции экономики как науки Познавательная Методологическая Прогностическая Практическая 21
Методы исследования Метод это путь исследования, прием, способ или образ действия, обеспечивающие достижение определенной познавательной цели Метод это путь исследования, прием, способ или образ действия, обеспечивающие достижение определенной познавательной цели Методология совокупность методов, содержащая наиболее общие принципы и законы исследования Методология совокупность методов, содержащая наиболее общие принципы и законы исследования 22
23
Субъективистский подход анализирует поведение именно конкретной личности, а не экономического субъекта как такового, которым может быть фирма, государство и т.д. анализирует поведение именно конкретной личности, а не экономического субъекта как такового, которым может быть фирма, государство и т.д. 24
Позитивистский подход сводит задачу науки к описанию, внешним оценкам исследуемых явлений. сводит задачу науки к описанию, внешним оценкам исследуемых явлений. Позитивистский подход характеризуется прагматизмом, применением знаний исключительно для решения практических задач 25
Структуралистский подход акцентирует внимание на выявлении внутренней структуры того или иного процесса. акцентирует внимание на выявлении внутренней структуры того или иного процесса. В рамках данного подхода просматриваются формально- логические методы исследования 26
Диалектический подход базируется на двух основных принципах: принципе всеобщей связи и принципе развития. базируется на двух основных принципах: принципе всеобщей связи и принципе развития. Они отражают действие объективных законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные, закона отрицания отрицания 27
Системный подход рассматривает взаимосвязь всех элементов экономики; рассматривает взаимосвязь всех элементов экономики; базируется на принципах, законах и категориях диалектики, но не сводится к ним, охватывая более широкий спектр экономических отношений. базируется на принципах, законах и категориях диалектики, но не сводится к ним, охватывая более широкий спектр экономических отношений. 28
Частные методы экономической теории это совокупность конкретных инструментов, способов и приемов исследования экономики, которые подразделяются на методы качественного и количественного исследования метод научной абстракции метод научной абстракции анализ и синтез анализ и синтез индукция и дедукция индукция и дедукция аналогия аналогия принцип «при прочих равных условиях» принцип «при прочих равных условиях» метод предельного анализа метод предельного анализа экономико-математические методы экономико-математические методы метод эксперимента метод эксперимента 29
План семинара 1. Экономика как совокупность общественных отношений, как хозяйство страны и как отрасль науки. 2. Экономическая теория и ее предмет. 3. Основные этапы развития экономической теории (меркантилизм, физиократия, классическая школа, марксистская теория, маржинализм, кейнсианство, монетаризм). 4. Экономические категории и экономические законы. 5. Экономика и право. 6. Методы исследования экономических явлений. 7. Функции экономики как науки. 30