Выполнила: Тудвасева Валентина Алексеевна, учитель I категории МОУ «ООШ 14», п. Ивакинский карьер г. Александровск Пермский край.
Цель урока: узнать о своеобразии рельефа Африки; выявить причины этого своеобразия; выявить закономерность размещения форм рельефа и тектоники.
План урока: Тест (проверка домашнего задания) Повторение ранее пройденного материала Практическая работа Особенности рельефа Африки Полезные ископаемые Кроссворд Домашнее задание Рефлексия
Проверь себя! 1. Установи соответствие с помощью стрелок: ДатаИсследовательОткрытия 1498 г. Конец XIX в. Середина XIX в – 1927 гг. Вавилов Н. И. Д. Ливингстон Васко да Гама Юнкер В. В. Река Замбези, водопад Виктория, описание начала реки Конго, озера Ньяса и др. Сведения о Центральной и Восточной Африке. Собрал 6000 образцов культурных растений, доказал, что Эфиопия является родиной пшеницы. Завершил открытие морского пути в Индию, обогнул Южную Африку.
2. Выбери правильный ответ: А. Африка – …по величине территории материк. 1) первый 2) второй 3) третий 4) четвертый Б. Крайняя южная точка Африки – … 1) мыс Бен-Секка 2) мыс Игольный 3) мыс Рас-Хафун 4) мыс Альмади В. Африка омывается водами… 1) Индийского океана 2) Тихого и Атлантического океанов 3) Атлантического и Индийского океанов 4) Тихого и Индийского океанов Г. Площадь территории Африки (вместе с островами) равна … млн. кв. км. 1) 54,9 2) 30,3 3) 24,2 4) 17, баллов – «5» 9-10 баллов – «4» 6-8 баллов – «3» менее 6 баллов – «2».
Рельеф изображают на карте с помощью послойной окраски, то есть цветом (зеленым и коричневым) разной интенсивности. Участники, имеющие высоты от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет, а от 200 до 500 м в светло-коричневый и т.д. Какому цвету соответствует определенная высота или глубина видно на шкале высот и глубин, которая имеется на любой физической карте. Изображение рельефа на карте
Типы рельефа РавнинаПлоскогорье ГорыВозвышенность
Цель: сформировать общие представления о рельефе Африки; установить связь между строением земной коры и рельефом. Оборудование: физическая карта Африки; карта строения земной коры. План выполнения работы: 1. По физической карте Африки определите основные формы рельефа Африки, нанесите их на контурную карту. Заполните с помощью физической карты Африки таблицу 1. По данным таблицы постройте диаграмму сравнения гор Африки по высоте. 2. Проанализируйте карту Строение земной коры. Определите в какое время образовалась Африкано-Аравийская платформа. 3. Установите связь между строением земной коры и рельефом Африки. Заполните таблицу 2. Практическая работа.
Сравнение гор по высоте Названия гор Наивысшая точка названиевысота АтласТубкаль4165 м Нагорье АххагарТахат2918 м Нагорье ТибестиЭми-куси3415 м Эфиопское нагорьеРас-Дашен4620 м Восточно-Африканское плоскогорье Килиманджаро5895 м Драконовы горыКаткин Пик3657 м Капские горы2326 м Плато ДарфурМарра3088 м
4165 м 2918 м 3415 м 4620 м 5895 м 3657 м 2326 м 3088м Атлас нагорье Аххагар нагорье Тибести Эфиопское нагорье Восточно-Африканское плоскогорье Драконовы горы Капские горы плато Дарфур
Основные формы рельефаСтроение земной коры АтласОбласть новой складчатости Пустыня СахараДревняя платформа Эфиопское нагорье Древняя платформа, зона разломов материка Нагорье АххагарДревняя платформа Нагорье ТибестиДревняя платформа Восточно-Африканское плоскогорье Древняя платформа, область древнейшей складчатости, зона разломов материка Драконовы горыДревняя платформа Капские горы Область древнейшей складчатости Пустыня КалахариДревняя платформа Связь между основными формами рельефа и строением земной коры
Низкая Африка имеет преимущественно высоты, не превышающие 1000 м. Преоб- ладающие высоты Высокой Африки – м, а самые высокие горы (Килиманд- жаро, Кения, Рувензори) превышают 5000 м. Несмотря на то, что рельеф значительной части Африки плоский, по преобладающим вы- сотам материк делят на Низкую Африку (Север- ная, Западная, Централь- ная) и Высокую Африку (Восточная, Южная). Особенности рельефа Африки
Гористая местность Северо-Западной Африки. Гористая местность Восточной Африки.
Схема Восточно-Африканских разломов Восточноафриканская рифтовая система – самый протяженный на суше пояс разломов, протянувшийся почти на 6 тыс. км. Вдоль нее воз- вышаются вулканы, узкие глубочай- шие впадины. Эта система состоит из ряда горстов и грабенов. Линия разломов
Горст – участок земной коры, занимающий приподнятое по- ложение и ограниченный раз- ломами. Грабен – опущенный участок земной коры, отделенный раз- ломами.
АТЛАС (Атласские горы), на северо- западе Африки, в пределах Марокко, Алжира и Туниса. Длина около 2000 км. Состоит из хребтов Тель-Атлас, Высо- кий Атлас, Средний Атлас, Сахарский Атлас, внутренних плато и равнин. Высота до 4165 м (гора Тубкаль). Вулкан КИЛИМАНДЖАРО – высшая точка Африки. На языке африкан- цев «Калимангара»-«сияющая гора». Это вулканический массив высо- той 5895 м в Восточной Африке, в Танзании.
На крайнем юге африкан- ского материка поднимаются КАПСКИЕ ГОРЫ (высотой до 2326 м), сложенные пре- имущественно песчаниками и кварцитами. ДРАКОНОВЫ ГОРЫ распо- ложены на юго-востоке Аф- рики. Высота до 3482 м Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми гора- ми.
КАЛАХАРИ – природная, преиму- щественно пустынная область в Южной Африке. Это обширная впадина, обрамленная с востока и запада ступенчатыми плато и горстово-глыбовыми хребтами. Равнины САХАРЫ покрыты барханами формами ветрового происхождения. Ориентировка барханных цепей перпендику- лярна направлению создавших их пассатов, господствующих здесь.
Полезные ископаемые В Африке находятся место- рождения почти всех извест- ных видов полезных ископа- емых. По запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, кобальта, фосфоритов Аф- рика занимает 1 место среди материков. По запасам руд меди, ура- на, графита Африка на 2-ом месте По запасам нефти, газа, ртути, железной руды – на 3-ем месте.
Домашнее задание § 25, §24 (повторить). На контурную карту нанести услов- ные знаки полезных ископаемых Аф- рики. Составьте описание рельефа острова Мадагаскар по плану (стр. 311).
Рефлексия Я хорошо понял(а) тему и домашнее задание смогу выполнить без труда. Я плохо понял(а) тему и буду затрудняться при выполнении домашнего задания. Я ничего не понял(а) и не смогу выполнить домашнее задание.
Литература: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Москва, издательский дом «Дрофа», 1999 г. Атлас. География материков и океанов, 7 класс. Т. Н. Воробцова. География, 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов». Волгоград, 2004 г. Мультимедийный диск «География 6 – 10 классы». Библиотека наглядных пособий. Республиканский мультимедиа центр, 2003 г.